28.09.2020
ОБЪЯТЬ, ПОНЯТЬ, ПОЧУВСТВОВАТЬ
«Мелодия» опубликовала эксклюзивные записи к юбилею Бетховена
ОБЪЯТЬ, ПОНЯТЬ, ПОЧУВСТВОВАТЬ

Одна из них  - историческая фонограмма «Торжественной мессы», исполненной 4 июля 1988 года в Концертном зале имени Чайковского  музыкантами из разных стран. Грандиозное, труднейшее сочинение Бетховена и сегодня появляется в мировых афишах крайне редко. А в СССР оно было практически неизвестно широкой публике еще и по другой причине: «Мессу» «не допускали» на концертную эстраду по цензурным соображениям. Тем более знаковым стало ее исполнение летом 1988-го. Но не только это обстоятельство делает публикацию записи событийной.

Московский концерт был частью беспрецедентного гастрольного тура, организованного международной организацией «Врачи мира – за предотвращение ядерной войны». За пять дней коллектив, объединивший более сотни музыкантов из Европы, США, Канады, СССР,  исполнил «Торжественную мессу» в Берлине, Дрездене, Москве, и Лондоне. За пультом сводного «Европейского симфонического оркестра» был американо-венгерский дирижер Антал Дорати, басовую партию пел молодой солист Большого театра Михаил Крутиков (Светлов), а скрипичное соло в Benedictus исполнял концертмейстер Берлинского филармонического оркестра Томас Брандис.

Во второе бетховенское издание «Мелодии» вошли концертные записи всех фортепианных сонат великого немца в исполнении советской пианистки Татьяны Николаевой. Особое внимание в своем творчестве она уделяла масштабным циклическим произведениям, подчеркивая: «Мое увлечение циклами – это отнюдь не гигантомания, а возможность проникнуть в мир композитора, объять его целиком, глубже почувствовать, понять».

К выпускному экзамену в Московской консерватории ученица  Гольденвейзера подготовила все 48 прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира» и была готова исполнить любую из них.  В 1950-м ее услышал на баховском конкурсе в Лейпциге Дмитрий Шостакович (работавший в жюри) и спустя время доверил молодой пианистке премьерное исполнение собственных «24 прелюдий и фуг». В дальнейшем Николаева трижды запишет этот цикл на пластинки (последняя запись принесла ей премию Gramophone). А вот фонографическая судьба ее бетховенских сонат не задалось. Впервые она исполнила все тридцать две в сезоне 1963/64 годов и повторила этот опыт лишь спустя 20 лет. Концерты января-апреля 1984 года в Большом зале Московской консерватории были записаны, но на пластинках так и не появились. Сегодня «Мелодия» возвращает в культурный контекст эту выдающуюся работу Татьяны Николаевой.

 

Поделиться:

Наверх