Свой необыкновенный инструмент Лев Термен изобрел почти случайно - работая над созданием установки для измерения диэлектрической постоянной газов при различных давлениях и температурах. Но это лишь один факт в его удивительной судьбе, могущей лечь в основу остросюжетного романа или фильма.
Дворянин с французскими корнями, он был одаренным музыкантом, окончившим Петербургскую консерваторию как виолончелист, и гениальным инженером, «в копилке» которого изобретение не только невиданного электромузыкального инструмента, но и одной из первых систем телевидения, уникальных охранных и подслушивающих устройств. В 1927-м на музыкальной выставке в Германии его терменвокс стал мировой сенсацией. А в следующем году изобретатель был отправлен на целое десятилетие в Нью-Йорк - судя по скупым данным, для технической поддержки советской разведывательной сети. Там Термена, снискавшего популярность в качестве пропагандиста своего чудо-инструмента, окружали Гершвин, Равель, Хейфец, Чаплин, Эйнштейн, Рокфеллер. Дома по возвращении он тоже попал в хорошую компанию – оказавшись после ареста и приговора (8 лет лагерей) в знаменитом ЦКБ-29 рядом с Туполевым, Королевым и другими заключенными-светилами научно-технической мысли. Умер Лев Сергеевич почти позабытым в 97 лет, за два года до того, в 1991-м, вступив в доживавшую последние дни коммунистическую партию. На вопрос «зачем», отвечал: «Я обещал Ленину» (с которым в первый и последний раз встретился в 1922 году в Кремле на демонстрации терменвокса). Эти слова, много говорящие о Термене-человеке, и стали названием вечера в Рахманиновском зале консерватории.
В программу концерта, который будет сопровождаться показом кинокадров с участием изобретателя и комментариями Владимира Тарнопольского, вошли сочинения из ряда редко звучащих. Среди них «Первая аэрофоническая сюита» Иосифа Шиллингера (1929) в редакции для терменвокса, «Октандр для восьми инструментов» Эдгара Вареза (1923),
Поделиться: