20.01.2020
МУЗЕЙНЫЙ «МАЗЕПА», РАДИКАЛЬНЫЙ «БОРИС»
Издана архивная запись оперы Чайковского и написана опера-контрапункт к трагедии Мусоргского
МУЗЕЙНЫЙ «МАЗЕПА», РАДИКАЛЬНЫЙ «БОРИС»

Из нескольких записей «Мазепы», хранящихся в ее архиве, фирма «Мелодия» выпустила на CD ту, что была осуществлена в 70-х годах для грандиозного проекта «Полное собрание сочинений Чайковского в грамзаписи». В ней приняли участие солисты Большого театра Владимир Валайтис, Ирина Архипова, Тамара Милашкина, Евгений Нестеренко, Владислав Пьявко. Дирижер - Фуат Мансуров.

Композитор Сергей Невский, решивший поэкспериментировать с классикой, не посягнул ни на одну ноту в партитуре Мусоргского, и в этом оказался сподвижником «Мелодии», славной бережным отношением к наследию. Но как либреттист, взявшись по заказу Штутгартской оперы за создание произведения-контрапункта к первой авторской редакции «Бориса Годунова», он переакцентировал в ней многое.

В основе его сочинения – роман Светланы Алексиевич «Время секонд хэнд», повествующий о смутном времени наших 90-х. Герои книги стали в одноименной опере Невского alter ego, второй сущностью нескольких персонажей «Бориса Годунова» (в оригинале не претендовавших на роль главных, но теперь именно такими ставшими). Юродивому, Мамке, Самозванцу, Варлааму предстоит прожить на сцене не только свою, заданную классиками жизнь, но и альтернативную, в других образах. В частности, первый превратится в ребенка, потерявшего жилье в результате рейдерского захвата, вторая – в мать подростка-самоубийцы.

В штутгартском спектакле, названном Boris (премьера - 2 февраля), сцены из опер Невского и Мусоргского будут монтироваться в клиповой эстетике, перемежая одна другую. Но вне этой постановки новое сочинение для восьми солистов, хора и оркестра длиною в час может исполняться и как самостоятельное произведение.

 

Поделиться:

Наверх