Современное гитарное исполнительство является существенной частью мирового музыкального искусства. Композиторы пишут для классической гитары сольные и камерные произведения, обогащая ее репертуар и открывая все новые грани своеобразия гитарной музыки. Множество фестивалей и конкурсов свидетельствует о популярности гитары, а мастерство молодых концертирующих гитаристов - о дальнейшем развитии гитарного исполнительства. Однако весьма скромно на этом благоприятном фоне выглядят научные исследования в данной области. Их обзору, а также инициативам по продвижению «науки о гитаре» посвящен материал Виталия Ганеева - проректора Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинов, автора вышедшей в 2009 году монографии «Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса».
Большинство работ, посвященных гитарному
Попытку исследовать историю развития гитары наиболее объективно, не вступая в полемику о главенствующей роли какого-либо из инструментов (имеются в виду шестиструнная и семиструнная гитары), предпринимает Б. Вольман в работах «Гитара и гитаристы» и «Гитара в России». Определение периодов развития гитарного искусства в России содержится в многочисленных статьях и заметках В.М. Мусатова, однако предметом его изучения является не классическая гитара, а российское гитарное искусство в целом.
Наибольший интерес представляют диссертации К.В. Ильгина «Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство» (СПб, 2003) и Н.Н. Дмитриевой «Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары» (М., 2004). Первая работа посвящена особенностям сосуществования двух видов гитары на территории России, а также их влиянию на русское гитарное исполнительство в целом. Вторая сконцентрирована на методике преподавания в среднем звене профессионального музыкального образования. В этом ряду находится и исследование А.А. Петропавловского «Гитара в камерном ансамбле» (Н.Новгород, 2004). Оно посвящено традициям камерно-ансамблевого музицирования с гитарой, особенностям репертуара, практической связи гитарного исполнительства с исполнительским искусством в области других инструментов, а также музыкально-выразительным возможностям гитары в данном амплуа.
Ряд работ обращен к начальному обучению на классической гитаре, в их числе научное исследование А.А. Скрынникова «Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения» (М., 1999), а также диссертация М.А. Самохиной «Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары» (М., 2005).
Активизации научных исследований в области искусства классической гитары безусловно способствовала первая в истории российского гитарного искусства научно-практическая конференция «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание», прошедшая в ТГМПИ им. С.В. Рахманинова в 2005 году. Работы современных исследователей (в рамках конференции) были посвящены в большинстве своем отдельным вопросам - формированию репертуара, методике преподавания и т.п. - и не затрагивали многих важных проблем. В частности вопросов, связанных с сущностью понятия «классическая гитара», комплексным изучением истории исполнительства на данном инструменте, систематизацией и периодизацией искусства классической гитары, а также с особенностями преподавания в системе профессионального музыкального образования России и научно-исследовательской работы как составляющей образовательного процесса.
Последующие конференции, проведенные в 2007 - 2011 гг. (шестая международная научно-практическая конференция «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание» проходила в Тамбове 16 - 17 апреля), представляли собой комплекс мероприятий, направленных на пропаганду современной российской музыкальной культуры. Основной темой конференций был анализ актуальных проблем педагогической теории и практики искусства классической гитары, особенностей современных исполнительских школ в условиях реформирования всех сфер жизни российского общества. В конференциях приняли участие более 100 исследователей, преподавателей, аспирантов, студентов. Среди них были представители и зарубежных учебных заведений - Германии, Италии, Нидерландов, США, Аргентины, Украины, Белоруссии, - и российских вузов и ссузов, а также музыкальных школ. В рамках конференций проводились семинары для преподавателей классов гитары, мастер-классы ведущих гитаристов России, концерты отечественных и зарубежных исполнителей.
Все прошедшие конференции не похожи друг на друга, и это одно из существенных достоинств проекта. Атмосферу дискуссий и основной лейтмотив определяет состав приехавших участников. Различные точки зрения на предмет обсуждения не разделяют коллег, как это было в первой половине ХХ века, а напротив - объединяют. Существенную роль также играет привлечение к обсуждению гитарных проблем представителей других специальностей, в частности музыковедов и искусствоведов.
Конференция в определенном смысле подстегнула научные исследования в области гитарного искусства, способствовала тому, что ряд гитаристов и (что особенно важно) музыковедов начали работу над диссертациями гитарной тематики. Мы рассчитываем на то, что со временем появится больше «остепененных» исследователей гитары, которые обеспечат, так сказать, научную платформу современному искусству классической гитары. Кроме того, в рамках конференции, начиная с 2008 г., проводится конкурс студенческих научных работ. Есть уверенность, что это соревнование будет способствовать возрастанию активности студентов в исследовательской работе.
Научные исследования в области классической гитары (истории развития, методики преподавания и пр.) являются неотъемлемой частью исполнительского искусства. Учитывая современные условия развития музыкальной культуры в целом, приходится признать, что данное направление становится все более востребованным, особенно в рамках высшего профессионального образования. Совершенствование исполнительской школы, повышение мастерства современных концертирующих гитаристов напрямую связано с исследовательской деятельностью преподавателей и историков классической гитары. Выводы, сделанные в результате кропотливых исследований, могут и должны содействовать развитию искусства классической гитары в России, открывать новые горизонты.
Поделиться: