Top.Mail.Ru
АРХИВ
19.12.2014
Александра Аракелова: «ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ СТАНЕТ ПРИОРИТЕТНОЙ»
8 декабря в рамках Третьего Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялось первое заседание Совета по образованию в области музыкального искусства и педагогики при Министерстве культуры РФ, о котором «Играем с начала» рассказала его участник – директор Департамента науки и образования министерства.

Александра Олеговна, с какой целью создан cовет?

– Еще при Министерстве культуры СССР были советы по музыкальному образованию: по музыкальной педагогике, по вокальному образованию, но затем они канули в Лету. А между тем музыкальное образование у нас охватывает значительную часть подрастающего поколения, и настало время, когда без такого совета стало невозможно обходиться. К тому же недавно вышедший закон «Об образовании в РФ» расширил полномочия Минкультуры по изданию нормативно-правовых актов в этой области, и, конечно, нам бы хотелось получать экспертизу этих актов от деятелей музыкального искусства. Поэтому 22 сентября Владимир Мединский подписал приказ о создании Совета по образованию в области музыкального искусства и педагогики при Министерстве культуры РФ. 

Почему «и педагогики»? Все музыканты знают, что в 40–50-е годы при консерваториях существовали музыкально-педагогические факультеты, которые готовили учителей музыки. В то время качество преподавания этого предмета в основном держалось на выпускниках консерваторий, приходивших работать в школы. Почти во всех школах были хоровые коллективы, проводились зональные и региональные смотры школьных хоров. Но потом было принято решение осуществлять подготовку учителей музыки исключительно на базе педвузов, и связь с профессиональным искусством стала ослабевать. Предмет «Музыка» в школах вызывал множество нареканий у мастеров. Два года назад заместитель председателя правительства О.Ю. Голодец поручила нашему министерству разработать требования к учебному предмету «Музыка» для общеобразовательных школ, хотя это не наша компетенция – мы не занимаемся предметами общеобразовательных школ, это полностью компетенция Министерства образования и науки РФ. Но, видимо, ситуация назрела, и правительство решило привлечь Минкультуры. К настоящему моменту в альянсе с Минобрнауки мы сделали очень много. Сейчас проходит эксперимент в 15 общеобразовательных школах по всей стране. 

Совет по образованию в области музыкального искусства и педагогики призван заниматься проблемами профессиональной подготовки музыкантов, а также качеством преподавания музыки в общеобразовательных школах. Именно поэтому в его составе, кроме деятелей музыкального искусства (В. Чернушенко, В. Минина, Ф. Липса, Ю. Башмета и других), руководителей творческих вузов, школ искусств и музыкальных училищ, есть представители Минобрнауки и подведомственного ему вуза – Пермского государственного педагогического университета. Возглавляют совет заместитель министра культуры Григорий Ивлиев и пианистка Екатерина Мечетина. Полный состав – 33 человека, и это именно те люди, на которых держится музыкальное искусство и образование в нашей стране. 

Впервые мы собирались в июне, чтобы выяснить, насколько нужен этот совет, и все единогласно проголосовали за него. Тогда же мы рассматривали проект Программы развития системы российского музыкального образования до 2020 года и договорились, что эту программу необходимо согласовать с субъектами РФ, то есть со всеми органами управления культуры и Министерством образования и науки. За несколько месяцев мы получили положительные отзывы от всех органов управления культуры субъектов РФ. Конечно, были предложения что-то усилить, на что-то обратить больше внимания. В основном это касалось учреждений среднего звена. Творческие вузы находятся под крылом нашего министерства, и мы держим руку на пульсе по всем вопросам их развития, в том числе материально-технического обеспечения, а вот у учредителей средних профессиональных учебных заведений и ДШИ проблем гораздо больше. Не всегда есть взаимосвязь между органом управления культурой субъекта и муниципальными образованиями, в ведении которых находятся те же школы искусств. В некоторых регионах эта связь есть – например, в Белгородской области, в Красноярском крае. В иных ДШИ передают в органы образования (а там очевидно недопонимание их значимости) – таких регионов всего три: Чукотский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия). Хотят инициировать передачу ДШИ в органы образования в Астраханской области (то же было и в Псковской области, но процесс вовремя приостановили). Среди чиновников очень много людей без музыкального образования, и говорить с ними о проблемах концертмейстеров или индивидуальных уроках, которые обязательно должны быть в учебном плане, весьма непросто. К тому же у нас очень быстрая смена чиновничьих рядов: не успевают люди прийти и понять, чем они занимаются, как тут же реорганизация – приходят новые, и начинается все с нуля.

Были ли пожелания от регионов по дополнению Программы развития системы российского музыкального образования?

– Да, конечно. Особенно остро ставится вопрос о включении в план по реализации программы отдельной позиции для органов управления культуры, направленной на укрепление материально-технической базы музыкальных училищ и колледжей искусств. Потому что если мы имеем право направлять подведомственным вузам финансовые средства на укрепление материально-технической базы, выделять субсидии на закупку музыкальных инструментов ДШИ, то материально поддерживать среднее звено у нас нет никакой возможности (нет соответствующей строчки в бюджете Минкультуры). Музыкальные училища и колледжи искусств сейчас находятся в тяжелом положении, и наличие такой позиции в плане по реализации программы позволит руководителям органов управления культурой субъектов РФ не так сложно решать этот вопрос на местах. 

Проблемы в ссузах и ДШИ не ограничиваются состоянием материально-технической базы. Многие регионы просили, чтобы в плане по реализации программы была позиция, где бы аттестация педагогических кадров среднего звена и школ искусств проводилась органами управления культуры, а не региональными министерствами образования. Но есть регионы, где этим занимаются органы культуры. В этом случае, конечно, аттестация не так нервозна для педагогов, потому что в управлении культуры понимают специфику, знают, как аттестовывать, скажем, концертмейстера и как – преподавателя фортепиано. Конечно, когда люди идут в органы образования и доказывают свою компетентность с помощью рейтинговой балльной системы, чтобы получить высшую или первую квалификационную категорию, это гораздо труднее. Бывают и совместные комиссии двух региональных ведомств, в этом случае проблем не возникает. 

Еще мы хотим возродить практику так называемых зон методического обеспечения, то есть территориального обеспечения по курированию творческими вузами образовательных организаций среднего звена и детских школ искусств. Такое зональное курирование в советский период было очень распространенным явлением. Я сама училась в региональном музыкальном училище, и профессора консерватории-куратора приезжали к нам несколько раз в год, чтобы отобрать лучших студентов, – те впоследствии уезжали к ним учиться или получали путевку в другие вузы. Регионы приветствовали этот принцип, но просили, чтобы там, где сохранились такие методцентры по работе с ДШИ, творческие вузы работали с ними в тесном контакте и совместно решали проблемы.

Можно ли говорить о преемственности функций совета и ранее существовавшего Всероссийского методического центра?

– Безусловно.

Какие еще задачи призвана решать вновь созданная институция?

– Во-первых, это проведение экспертной оценки содержания образовательных программ в области музыкального искусства – стандарты утверждает Минобрнауки. Что такое стандарт? Это рамочный документ. В нем нет конкретики: чему должен научиться пианист, скрипач или флейтист. Нет и конкретики по материальной базе: какие инструменты и какое оборудование должна иметь консерватория. Теперь в законе «Об образовании в РФ» после основного документа (стандарта) весомость приобрела примерная образовательная программа, которая и должна проходить экспертизу и вноситься в соответствующий реестр Минобрнауки. А третьим документом в этой череде является основная образовательная программа, которую разрабатывают образовательные учреждения самостоятельно на основании двух предыдущих. Это уже более объемный документ. Он составляется в зависимости от материальной базы, кадрового потенциала, целей и задач конкретной образовательной организации. Например, цели и задачи Московской консерватории должны отличаться от целей и задач Пермской академии искусств.

Совет разрабатывает эти программы?

– Нет. Совет может дать экспертную оценку и сказать: «Господа из Перми, подкорректируйте». Это рекомендательный орган.

Хотелось бы сказать и о ситуации с творческими мероприятиями (конкурсами, фестивалями) – она просто выходит из-под контроля. В Минкультуры поступают тысячи обращений: «окажите финансовую помощь на конкурс хороводов из села такого-то, местные власти средств не дают». Мы понимаем, что поддержка детского творчества – важная задача, но распыляться на государственном уровне тоже не стоит. Еще летом совет поставил задачу определить приоритеты – что должно поддерживать государство в лице нашего министерства в первую очередь. Речь шла о всероссийских и международных конкурсах. Министерство не может поддерживать многочисленные региональные или муниципальные конкурсы, что правильно. У нас много регионов, еще больше муниципалитетов, но задача министерства – охватить больше территорий, привлечь достойное жюри и конкурсантов и поддерживать конкурсы по разным видам искусств, особенно те, которые уже себя зарекомендовали на протяжении длительного периода.

Есть уже какие­то промежуточные итоги заседания совета?

– Принята Программа развития системы музыкального образования – это  эпохальное событие состоялось 8 декабря. Совет одобрил и программу, и план по ее воплощению в жизнь.

Программа рассчитана на 2015–2020 годы?

– Да. Задачи очень важные. С одной стороны, это качество подготовки профессиональных кадров, с другой – приобщение детей к музыкальному искусству. Речь идет об общеобразовательных школах и, в первую очередь, о возрождении в этих школах детских хоровых коллективов.

Есть уже какие­то отзывы?

– Они уже составили толстую папку на моем рабочем столе. Вот, например, выписка из заседания ученого совета Казанской консерватории: «На ученом совете подчеркивались современность создания Программы развития системы российского музыкального образования, важность сохранения уникальной системы подготовки профессиональных музыкантов и приобщения подрастающего поколения к музыкальному искусству, необходимость развития исторически сложившихся и апробированных традиций обучения детей, молодежи на лучших образцах классической и народной музыки, важность преумножения достижений в области детского и юношеского музыкального творчества. Особо акцентировались вопросы, связанные с проблемой подготовки кадров для творческих коллективов и учреждений системы образования. Поддержка – единогласная». 

Другой пример – отзыв Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки (а именно этот департамент занимается общеобразовательными школами), который «считает целесообразным принятие программы в связи с ее актуальностью и предлагает включить пункт по разработке методического обеспечения реализации учебного предмета «Музыка», а также дополнительной общеобразовательной программы «Основы музыкальной культуры». То есть Министерство образования и науки полностью с нами солидарно в том, что предмет «Музыка» должен занять достойное положение в общеобразовательных школах, а занятие детей музыкальным творчеством будет способствовать формированию личности ребенка, воспитанию патриотизма и толерантности.

А на практике?

– Надеемся, что при школах будут созданы хоры, тем более что воссоздано Всероссийское хоровое общество. Министерством культуры выделяются средства ведущим музыкальным вузам на повышение квалификации и переподготовку учителей музыки. В прошлом году – 47 млн руб. Наши вузы по всей стране на повышение квалификации приглашали не только преподавателей ДШИ, но и учителей музыки общеобразовательных школ. Работа очень интересная. В этом году на базе Нижегородской консерватории была проведена всероссийская конференция, посвященная педагогическому музыкальному образованию.

Теперь кадрами можно обеспечить?

– Это очень длительный и сложный процесс! Надо не только многих учителей музыки переобучить, чтобы уроки были не просто слушанием музыки с пересказом биографии композитора. Надо приобщать детей к творчеству – ребенок должен петь, знать пусть небольшой, но определенный репертуар песен для своего возраста, хотя бы элементарно владеть музыкальным инструментом. 

О чем удалось договориться на первом совете?

– Одобрили программу в целом, уточнили некоторые позиции, особенно касающиеся альтернативной военной службы для музыкантов. Это очень волнующая, трудно решаемая задача. У ректоров мнения разделились. Потому что некоторые вузы сами решают этот вопрос, а некоторые хотят, чтобы мы достигли договоренности с Министерством обороны РФ о том, чтобы ребята проходили альтернативную службу не как санитары, а в зависимости от своей специальности. Например, в отдаленной сельской школе искусств, где острая нехватка кадров.

Что еще обсуждалось?

– У нас должна быть отраслевая программа по подготовке кадров с акцентом на целевую подготовку. Потому что у руководства возникает вопрос, почему наши вузы готовят не так уж мало специалистов, а вакансий множество. Вузы отчитываются, что 90–95% выпускников трудоустроены, но многие работают по специальности за рубежом. Поэтому регионы нас просят вернуть распределение. К сожалению, это противоречит Конституции РФ, но мы сделаем акцент на целевую подготовку с учетом потребностей регионов! Обучение будет за счет средств Министерства культуры. Договор будет заключаться между абитуриентом, вузом и тем региональным учреждением, которое готово его потом трудоустроить. Если выпускник не возвращается в это учреждение, то он выплачивает министерству ту сумму, которая была на него затрачена.

В течение какого срока нужно будет ее отрабатывать?

– В зависимости от договора: 3–5 лет. Ограничений в законе нет. Министр попросил, чтобы целевая подготовка кадров стала приоритетной. И мы собрали уже много предложений от субъектов, но программа должна быть мобильная. Понятно, что делать целевую подготовку, например, для композиторов не совсем правильно. Начинать нужно с оркестровых специальностей, потому что и муниципальные, и региональные оркестры уже не знают, где набирать духовиков.

Когда состоится следующий совет?

– В марте-апреле. Планируется обсудить проект программы подготовки кадров для отрасли культуры. Ее быстро не сделаешь, нужно многое продумать и взвесить.

Поделиться:

Наверх