Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.05.2006
Где учат профессии духовика?

В эти дни объявляет набор учащихся Государственное училище духового искусства - уникальное учебное заведение, задачей которого является подготовка профессиональных музыкантов-духовиков для оркестров России. Училище было создано в Москве 16 лет назад благодаря усилиям и энтузиазму заслуженного деятеля искусств РФ, талантливого дирижера и прекрасного педагога Рема Муртазовича Гехта. Рем Муртазович отвечает на вопросы нашего корреспондента.

- Рем Муртазович, в чем уникальность вашего учебного заведения?

- Для того, чтобы понять специфику нашего училища, нужно сначала понять общее положение в данной области. Скажу откровенно, с духовыми инструментами у нас сейчас катастрофа. Приведу несколько примеров. Нас пригласили с концертами в Казань, где мы должны были исполнить увертюру Чайковского «1812 год». Это сложное произведение, которое требует большого количества участников, о чем мы сразу предупредили организаторов. Принимающая сторона поспешила нас успокоить: сказали, что будут три военных оркестра. Когда же мы увидели эти три оркестра, выяснилось, что они не укомплектованы. Мы с трудом набрали лишь 40 исполнителей вместо необходимых 90. Сейчас почти повсеместно в оркестрах вместо 30 играют по 12-14 человек. А какова ситуация, в большинстве музыкальных училищ России, знаете? Нередко на всех четырех курсах учатся 15-17 духовиков, И это на десяти инструментах! Можно ли составить из них оркестр? Так что, как видите, положение трудное.

- Да, сложная ситуация. Но ведь так, наверное, было не всегда?

- Нет, я помню времена, когда в любом городском парке играл духовой оркестр. Причем не только в Москве или Санкт-Петербурге. Свои оркестры были даже в самых маленьких городах Советского Союза. Так продолжалось до того времени, пока в 60-х годах в связи с сокращением численности армии военно-музыкальные, кадетские школы были переданы народному образованию, превращены в школы-интернаты и фактически погибли. Через некоторое время, правда, кое-что сумели восстановить, но все равно прежнего уровня достичь не удалось.

- Как вы пришли в музыку, когда начали профессиональные занятия?

- Я начал заниматься музыкой в детском доме – у нас там был самодеятельный оркестр. Вообще, духовой оркестр – самая демократичная форма коллективного музыкального творчества, почти все в нем могут принимать участие. Тогда у нас, правда, инструменты были такие, каких сейчас и не найдешь – старые, перепаянные, закрученные. Сегодня ребята к таким даже близко бы не подошли. Ну а потом в Ташкент, где я родился и вырос, во время войны была эвакуирована Одесская школа военно-музыкантских воспитанников, которую я и окончил. Педагоги были очень хорошие, так что занимались мы с увлечением. Режим был довольно жесткий: подъем в 6.30 утра, отбой в 10.30 вечера. И ничего, всё нормально. Участвовали в военных парадах, тогда приходилось еще труднее – парады и демонстрации длились с 10 утра до 5 вечера, а привозили на репетицию нас и того раньше – часов в 6 или 7 утра. Я играл на трубе. Нас так воспитывали, что мы действительно проникались музыкой, жили в ней, поэтому просто не могли не ходить на концерты. Сегодня мне странно видеть, что некоторых детей нужно буквально заставлять идти на концерты.

- Когда началась ваша педагогическая деятельность?

- Я закончил Ташкентскую консерваторию по классу трубы педагога А.В. Пулатова, работал во многих оркестрах как трубач и дирижер. Активно заниматься педагогической работой начал с 1955 года в музыкальных школах и на военно-дирижерском факультете при Московской консерватории. Идея создания духового училища возникла уже тогда, но реализовать ее оказалось непросто.

Я был уверен, что начинать надо было с музыкальной школы, таким образом, в 80-м году удалось открыть в Москве первую специализированную духовую музыкальную школу №80, на Красной пресне, а спустя пять лет - вторую №83 на юго-западе Москвы. Как показала практика – это было верное решение и по сей день в этих школах, я считаю, лучшие детские духовые оркестры. Они всегда на всех смотрах, конкурсах занимают 1-2 места.

А как же Вам удалось открыть училище?

- Как раз на базе ДМШ №80 и было организовано училище в 1990 году. Ведь одна из важнейших основ музыкального воспитания – преемственность начального и среднего его этапов. Обычно ведь как бывает? Закончил ученик музыкальную школу, поступил в училище к другому педагогу, а тот его сразу начинает переучивать, что для ученика всегда непросто. Чтобы этого избежать, в училище и принята двухступенчатая система обучения. Первая ступень – 5 - 9 классы – начальное музыкальное образование и общеобразовательные предметы в рамках средней школы. После окончания 9 класса все ребята получают аттестаты об основном общем образовании, а лучшие из них переходят на вторую ступень обучения – 1 - 4 курсы, которая соответствует уровню музыкального училища, то есть среднего образования.

- Являются ли концертная деятельность, конкурсы, выступления неотъемлемой частью учебного процесса?

- Безусловно. Многие наши учащиеся и студенты являются лауреатами международных и российских конкурсов. Солисты и оркестры училища постоянно выступают в Москве, в других городах России и за рубежом. Наша гордость - Концертный юношеский оркестр. Он дает до 30 и более концертов в год, а его выступления в Болгарии, Чехии, Германии, Франции, Италии, США, Греции создали ему громкое международное имя. Успешны его выступления на различных фестивалях и конкурсах. Например, в мае 1998 года на фестивале в Чикаго оркестр наших студентов выступил столь удачно, что получил первое место, разделив его со «взрослым» оркестром Иллинойского университета. Замечу, что впервые за всю историю духовой оркестр из России занял столь высокое место в Американском конкурсе.

Как Вам удается добиваться таких успехов?

- Огромное спасибо хочется сказать педагогам. С первого дня существования нашего учебного заведения у нас работают лучшие педагоги Москвы, в том числе ведущие профессора московской консерватории, заслуженные, народные артисты.

И тут, в конце разговора я вернусь к вашему первому вопросу: чем наше училище отличается от других. Здесь важны три фактора: первое- вкус и музыкальное мышление духовиков нужно воспитывать на классическом репертуаре, второе – у нас очень высокие требования к общепрофессиональным дисциплинам, особенно музыкально-теоретическим предметам и фортепиано, это очень способствует профессиональному росту учащихся, и третье – самое главное: я считаю, с оркестром нужно заниматься постоянно. По моему глубокому убеждению, музыкант должен быть всегда в форме, а летом вообще заниматься с удвоенной силой. Я видел оркестры разных музыкальных училищ, жизнь которых заканчивается после отчетного концерта. Мы же занимаемся круглогодично, у нас обязательна летняя оркестровая практика, поэтому в репертуаре оркестра всегда и марши, и вальсы, и пьесы. И мы в любой момент готовы выступить на любом уровне. Может быть именно поэтому, мы и добиваемся таких успехов. Подтверждение тому – последующая судьба наших выпускников, подавляющее большинство которых стали студентами музыкальных вузов, играют в лучших оркестрах.

Какими вы видите перспективы развития духового образования?

Конечно, самой большой нашей мечтой на сегодняшний день остается создание духового вуза. Чтобы создать духовые оркестры в школах, необходимы кадры, а ведь их никто не готовит. Более того, к нашему удивлению в 2002 году из учебных планов музыкальных училищ исключили специализацию «руководитель творческого коллектива». А работа с духовым оркестром – дело очень трудоемкое и требующее высокой квалификации и, конечно же, материальной поддержки…Надеюсь, эта мечта когда-нибудь осуществится.

Поделиться:

Наверх