В эти дни объявляет набор учащихся Государственное училище духового искусства - уникальное учебное заведение, задачей которого является подготовка профессиональных музыкантов-духовиков для оркестров России. Училище было создано в Москве 16 лет назад благодаря усилиям и энтузиазму заслуженного деятеля искусств РФ, талантливого дирижера и прекрасного педагога Рема Муртазовича Гехта. Рем Муртазович отвечает на вопросы нашего корреспондента.
- Рем Муртазович, в чем уникальность вашего учебного заведения?
- Для того, чтобы понять специфику нашего училища, нужно сначала понять общее положение в
- Да, сложная ситуация. Но ведь так, наверное, было не всегда?
- Нет, я помню времена, когда в любом городском парке играл духовой оркестр. Причем не только в Москве или Санкт-
- Как вы пришли в музыку, когда начали профессиональные занятия?
- Я начал заниматься музыкой в детском доме – у нас там был самодеятельный
- Когда началась ваша педагогическая деятельность?
- Я закончил Ташкентскую
Я был уверен, что начинать надо было с музыкальной школы, таким образом, в 80-м году удалось открыть в Москве первую специализированную духовую музыкальную школу №80, на Красной пресне, а спустя пять лет - вторую №83 на юго-западе Москвы. Как показала практика – это было верное решение и по сей день в этих школах, я считаю, лучшие детские духовые оркестры. Они всегда на всех смотрах, конкурсах занимают 1-2 места.
А как же Вам удалось открыть училище?
- Как раз на базе ДМШ №80 и было организовано училище в 1990 году. Ведь одна из важнейших основ музыкального воспитания – преемственность начального и среднего его этапов. Обычно ведь как бывает? Закончил ученик музыкальную школу, поступил в училище к другому педагогу, а тот его сразу начинает переучивать, что для ученика всегда непросто. Чтобы этого избежать, в училище и принята двухступенчатая система обучения. Первая ступень – 5 - 9 классы – начальное музыкальное образование и общеобразовательные предметы в рамках средней школы. После окончания 9 класса все ребята получают аттестаты об основном общем образовании, а лучшие из них переходят на вторую ступень обучения – 1 - 4 курсы, которая соответствует уровню музыкального училища, то есть среднего образования.
- Являются ли концертная деятельность, конкурсы, выступления неотъемлемой частью учебного процесса?
- Безусловно. Многие наши учащиеся и студенты являются лауреатами международных и российских конкурсов. Солисты и оркестры училища постоянно выступают в Москве, в других городах России и за рубежом. Наша гордость - Концертный юношеский оркестр. Он дает до 30 и более концертов в год, а его выступления в Болгарии, Чехии, Германии, Франции, Италии, США, Греции создали ему громкое международное имя. Успешны его выступления на различных фестивалях и конкурсах. Например, в мае 1998 года на фестивале в Чикаго оркестр наших студентов выступил столь удачно, что получил первое место, разделив его со «взрослым» оркестром Иллинойского университета. Замечу, что впервые за всю историю духовой оркестр из России занял столь высокое место в Американском конкурсе.
Как Вам удается добиваться таких успехов?
- Огромное спасибо хочется сказать педагогам. С первого дня существования нашего учебного заведения у нас работают лучшие педагоги Москвы, в том числе ведущие профессора московской консерватории, заслуженные, народные артисты.
И тут, в конце разговора я вернусь к вашему первому вопросу: чем наше училище отличается от других. Здесь важны три фактора: первое- вкус и музыкальное мышление духовиков нужно воспитывать на классическом репертуаре, второе – у нас очень высокие требования к общепрофессиональным дисциплинам, особенно музыкально-теоретическим предметам и фортепиано, это очень способствует профессиональному росту учащихся, и третье – самое главное: я считаю, с оркестром нужно заниматься постоянно. По моему глубокому убеждению, музыкант должен быть всегда в форме, а летом вообще заниматься с удвоенной силой. Я видел оркестры разных музыкальных училищ, жизнь которых заканчивается после отчетного концерта. Мы же занимаемся круглогодично, у нас обязательна летняя оркестровая практика, поэтому в репертуаре оркестра всегда и марши, и вальсы, и пьесы. И мы в любой момент готовы выступить на любом уровне. Может быть именно поэтому, мы и добиваемся таких успехов. Подтверждение тому – последующая судьба наших выпускников, подавляющее большинство которых стали студентами музыкальных вузов, играют в лучших оркестрах.
Какими вы видите перспективы развития духового образования?
Конечно, самой большой нашей мечтой на сегодняшний день остается создание духового вуза. Чтобы создать духовые оркестры в школах, необходимы кадры, а ведь их никто не готовит. Более того, к нашему удивлению в 2002 году из учебных планов музыкальных училищ исключили специализацию «руководитель творческого коллектива». А работа с духовым оркестром – дело очень трудоемкое и требующее высокой квалификации и, конечно же, материальной поддержки…Надеюсь, эта мечта когда-нибудь осуществится.
Поделиться: