В самом начале 50-х годов прошлого века бедный Ronisch доживал свои дни в сарае одного из жителей города Вязники – пока об этом не узнал Николай Емельянович, первый директор только что открытой музыкальной школы. Иванов выкупил рояль у владельца за пять рублей (эквивалент пяти буханок хлеба). И инструмент ожил.
Спустя много лет довелось играть на нем и юной пианистке Любе Алексеевой – будущему руководителю Вязниковской ДШИ (в прошлом ДМШ). На ее глазах рояль ветшал и старился: в 80-е отломилась ножка, раскололась дека, а вместо прогнившей стенки чьи-то руки прибили половую доску. Но и в таком виде рояль еще более десяти лет служил школе как аккомпанирующий инструмент в классе хореографии.
Год назад по приглашению той самой Любы – Любови Борисовны Алексеевой приехал в Вязники нижегородский реставратор. За плечами Анатолия Котляра был капитальный ремонт восьми школьных роялей. Когда же ему показали девятый – искалеченное детище Карла Рёниша, мастер предложил следующий план действий. Возглавляемая им фирма «Ритм» возьмется за дело, но привлечет к работам коллегу из Екатеринбурга Анатолия Баталова, и вместе они попытаются спасти инструмент. Цена вопроса – без малого полмиллиона рублей. И Любовь Борисовна дала добро.
Инструмент отправили из Владимирской области в Нижегородскую. «Инаугурация» рояля в Малом зале ДШИ им. Л.И. Ошанина состоялась через три месяца, 16 марта этого года. Это был Ronisch и не Ronisch одновременно. Выпилив новый корпус, заменив клавиатуру, мастера установили и новую начинку – все струны и молоточки они позаимствовали у рояля фирмы «Блютнер» (J. Bluthner). От старого инструмента осталась его родная станина, система педалей, пюпитр и ножки. Обо всех этапах интереснейшего процесса реставрации рассказал специально снятый для презентации фильм «Возрождение рояля». После чего подал голос сам «герой» дня. Рояль исполнил роль как солирующую, так и аккомпанирующую. Своими чувствами поделилась Л.Б. Алексеева.
— Мы были покорены. У всех возникло ощущение, будто мы находимся в хорошем концерном зале. Думаю, в тот момент мы сами себе позавидовали – так великолепно звучал наш рояль. Мы горды тем, что сделали. Но сколько еще инструментов стоит в коридорах, на складах, забытых и разбитых?.. А у меня сердце болит, когда я вижу это, я же пианистка! В наше время купить рояль – это два с половиной – три миллиона. По-моему, лучше вложить средства в реставрацию, если инструмент успел дождаться этого часа. Сейчас веду переговоры по поводу еще одного старинного рояля с его владельцем…
Фото предоставлено ДШИ им. Л.И. Ошанина
Поделиться: