Top.Mail.Ru
АРХИВ
12.05.2012
школа им. Л.Бетховена

Московская Детская музыкальная школа им. Л.Бетховена начала празднование своего 75-летия. 12 апреля, навстречу юбилейной дате, которая выпадает на сентябрь будущего учебного года, в Центре Павла Слободкина состоялся большой праздничный концерт.

Его участниками стали нынешние ученики школы, а также выпускники прошлых лет, выступавшие вместе с камерным оркестром «Musica viva» под руководством народного артиста РФ Александра Рудина.

Концерт собрал педагогов и учащихся - весь коллектив ДМШ им. Л.Бетховена и, конечно, множество гостей – представителей дружественных музыкальных учебных заведений, культурных организаций, так что просторный зал с трудом вместил всех желающих.
В начале торжества Александр Анатольевич Палицын - директор школы-юбиляра кратко напомнил ее историю. Оказывается, все начиналось с музыкальных кружков при «Трехгорной мануфактуре», а когда кружки себя переросли, возникла необходимость открыть школу. Так в 1937 году начала свою деятельность Музыкальная школа Красно-Пресненского района, впоследствии ставшая  ДМШ № 10, которой в 1995 году было присвоено имя Людвига ван Бетховена.
Школа имени Бетховена без преувеличения стояла у истоков советского музыкального образования. Действительно, во времена, когда она только появилась, в Москве работало всего не более 15 школ. В первые годы количество учащихся не превышало 150 человек, и педагогов было совсем не много, около 20. С тех пор школа значительно разрослась, и сегодня здесь обучаются свыше 500 учащихся и работают 85 педагогов и концертмейстеров. Эти цифры не сопоставимы с цифрами далеких лет, как и результаты, которых достигают сегодняшние ученики. Они регулярно поступают в средние профессиональные учебные заведения, участвуют и побеждают в конкурсах различного масштаба, становятся стипендиатами Управления культуры ЦАО г. Москвы.
Как было замечено на концерте, школа имени Бетховена – «это школа, которую не оставляют и в которую возвращаются». В школу охотно приходят ее выпускники, сменив статус ученика на статус преподавателя, и сегодня в педагогическом коллективе 14 таких бывших учеников. Кроме того, в школьном коллективе есть преподаватели, проработавшие здесь более полувека, а на концерте в Центре Павла Слободкина присутствовали и недавно ушедшие на пенсию педагоги, отдавшие школе более 60 лет жизни! Старейших преподавателей от души поздравил директор А.Палицын. Это и Л.В. Дмитриева, и Р.Л. Колпакчи, и И.А. Друкорт, и В.И. Иванов и другие.
Цветы ветеранам труда вручали два самых юных ученика, что лишний раз подчеркивало важную идею связи поколений.
На юбилейном торжестве, как и полагается, звучало много приветствий. Слово было предоставлено советнику по музыкально-эстетическому воспитанию Управления культуры ЦАО г.Москвы Н.К. Розеншильд. Вместе с Наталией Константиновной на сцену вышли и директора нескольких школ Центрального округа столицы. Поздравил бетховенцев и представитель фонда «Новые имена» Э.Барзов. Были зачитаны письма заместителя министра культуры Г.Ивлиева и посла Азербайджана в России Поллада Бюль-Бюль Оглы.
Но какими бы теплыми ни были торжественные речи, о музыкальной школе лучше всего говорят умения и таланты ее учеников. Поэтому основное внимание публики было привлечено концертной программой. Надо сказать, очень яркой.
Первый номер показался довольно необычным для концерта музыкальной школы – это было выступление учащихся 2 класса (преподаватель Т.А. Богданова) с ритмической композицией на музыку В.Моцарта, М.Мусоргского и К.Дебюсси. Класс ритмики редко бывает представлен на подобных мероприятиях, но, как подчеркнул А.А. Палицын, занятия ритмикой необходимы абсолютно в каждой музыкальной школе, о чем и «говорила» музыкально-пластическая композиция: ребята изображали прогулку по школе и их наградили бурными овациями.
Затем выступили кларнетист Давид Сигалов и стипендиат Управления культуры ЦАО г.Москвы флейтистка Амина Салихова, показавшие высокий уровень владения инструментами, от народного отделения школы представительствовал балалаечник Святослав Маяцкий, лауреат московских открытых конкурсов. Запомнилось виртуозное исполнение Токкаты Хачатуряна юной пианисткой Дарьей Петер и эмоционально наполненная игра скрипачки Ан Е Ын, вынесшей на публику Сонату соль минор Дж.Локателли. Затем весьма обширно была представлена работа вокального отделения. В этой части концерта настоящим гвоздем программы стал Александр Федоров, лауреат международных конкурсов, стипендиат фонда «Новые имена», а также Управления культуры ЦАО г.Москвы (преподаватель О.Ю.Попова). Он пел и соло, и в ансамбле, и в сопровождении оркестра «Musica viva».
Нашлось время и для семейного музицирования: отец и дочь – Полина Кудря и Владимир Кудря - блестяще исполнили Концерт для двух флейт А.Вивальди (тоже с оркестром под руководством А.Рудина). Солировать с «Musica viva» пригласили и выпускников школы - валторниста Юрия Тарана, завершившего обучение в прошлом году, и превосходную вокалистку Яну Иванилову, которая закончила школу имени Бетховена 30 лет назад.
Еще в начале концерта хор младших классов под руководством А.А. Кубышкина поднял настроение зрителям задорным исполнением трех детских песен В.Калинникова, «На сопках Манчжурии» И.Шатрова, и «Попутной песни» Глинки. Принявший затем эстафету старший хор под руководством Л.Б. Общадко подготовил уже более обширную программу, в которую входили хорал Баха из «Рождественской оратории», русская народная песня «Во сыром бору тропина» и композиция «Снег» М.Славкина, включавшая в себя хореографический элемент (совместная работа хормейстера и хореографа Л.Н. Кантемировой). Наконец, в качестве яркого заключения концерта прозвучал сводный хор школы. Он исполнил знаменитую «Оду к радости» Бетховена, да как - в «стереозвучании»! Детские голоса лились не только со сцены, но и с балкона, и иззала...

Слово директору
- Александр Анатольевич, как получилось, что школа стала носить имя Бетховена и как это отразилось на ее работе?
- Как вы уже узнали на концерте, это произошло в 1995 году, за что мы должны поблагодарить известного советского журналиста Л.В. Почивалова, возглавлявшего благотворительный фонд «Надежда». По его инициативе и его усилиями мы стали первой отечественной школой, которой дали имя иностранного музыкального классика.
Что касается отпечатка имени на нашей деятельности, то хочу, прежде всего, сказать, что мы регулярно проводим фестиваль «Дни Бетховена в Москве». Он состоялся уже шесть раз, начиная с 2000 года. Вначале на нашем фестивале не было распределения по инструментам, было одно жюри, и он полностью посвящался творчеству Бетховена. Теперь же у фестиваля два направления - камерно-инструментальное и фортепианное исполнительство. Кроме того, у каждого фестиваля свободная программа (единственное ограничение: участники не играют переложения и аранжировки - только оригиналы). На данный момент помимо произведений Бетховена пианисты исполняют также Шуберта, Шумана, Гайдна, Моцарта, Мендельсона, а ансамблисты еще и Вебера. Все эти композиторы – современники Бетховена, так или иначе соприкоснувшиеся с его творчеством. Не могу не отметить еще одну особенность нашего фестиваля - очень авторитетное жюри. Например, у пианистов председатель жюри – прекрасный музыкант, заслуженная артистка России, профессор Московской консерватории Н.В. Трулль. Председатель жюри по камерно-инструментальному исполнительству - народный артист России, профессор Московской консерватории Т.А. Алиханов. В жюри входят и другие известнейшие музыканты. Это заслуженные артисты России, профессора Московской консерватории Г.С. Ширинская и Е.Петров. Это народная артистка России, профессор А.Е. Васильева, это А.А. Шишлов - народный артист России, профессор Московской консерватории, первая скрипка Государственного квартета им. Д.Шостаковича. Итак, в декабре 2012 года у нас пройдет уже 7 фестиваль «Дни Бетховена в Москве» - по традиции он откроется 1 декабря в Рахманиновском зале консерватории и там же завершится 16 декабря.
- У фестиваля есть свои устойчивые традиции?
- Конечно. И постоянная работа авторитетных музыкантов в составе жюри, о которой я сказал, одна из них. А вообще, каждый год фестиваль проходит по-разному, и это, я считаю, его большое достоинство. В 2002 году, например, к нам приезжали музыканты из Германии – трио «Димитрий», победитель федерального конкурса камерных ансамблей. Эти замечательные молодые музыканты назвали свой коллектив в честь Дмитрия Шостаковича, подчеркнув, таким образом, существующие между нашими странами культурные связи. Важно, что в фестивале «Дни Бетховена в Москве» участвуют (и побеждают!) не только москвичи. В 2003 году победителем стал квартет из Казани – потом, кстати, эти музыканты ездили с нашими ребятами на гастроли в Австрию и Германию. Конечно, школьные камерные ансамбли недолговечны, они естественным образом распадаются, их составы обновляются, но все же хочу сказать, что с очень многими из наших бывших победителей мы поддерживаем самые теплые отношения, хоть уже и нет давно тех коллективов, в которых они выступали на фестивале. Приведу пример: в прошлом году на открытии фестиваля играл виолончелист Евгений Румянцев (это была Пятая соната для виолончели и фортепиано Бетховена), - один из победителей фестиваля 2002 года, позднее ставший лауреатом Конкурса Чайковского и уже преподающий в Московской консерватории.
- Какие новые тенденции наблюдаются в школе – может быть, действуют новые авторские программы, новые дисциплины?
- Изменения, действительно, есть. У нас появился очень интересный новый предмет – «Компьютерные музыкальные программы», его ведет по своей авторской программе преподаватель Наталья Польгуева.
За последние десять лет у нас были введены такие дисциплины, как ритмика, слушание музыки, недавно открылись классы органа, клавесина, и в них, хочу заметить, занимаются не только пианисты, но и ребята, обучающиеся по другим специальностям. Мы стали активно развивать домру - после того, как к нам пришла преподавать Галина Ом: заслуженный работник культуры России, преподающая также в МГИМ им. А.Г. Шнитке. Пришли и ученицы Галины Моксановны, набирающие в год по десять человек в класс домры. Кстати, мы сейчас проводим эксперимент: Галина Моксановна ведет сольфеджио у своих домристов по собственной методике, и некоторые элементы этого сольфеджио очень тесно связаны со специальным инструментом.
- Александр Анатольевич, что бы вы хотели пожелать преподавателям и ученикам вашей школы накануне юбилея?
- Терпения и трудолюбия. Любви к своему делу. И еще – никогда не отступать перед трудностями и, конечно, успеха!

Поделиться:

Наверх