АРХИВ
29.05.2013
БАЛТИЙСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С ЗАХОДОМ В МОСКВУ

25 апреля в ММДМ состоялся необычный концерт - сочинения исполнялись в режиме нон-стоп и не ставилась задача сыграть их полностью! Это был концерт Балтийского молодежного филармонического оркестра.

Принцип построения программы предполагал включение произведений композиторов тех национальных музыкальных школ, которые представляли участники оркестра. А таких школ оказалось немало - оркестр объединяет музыкантов в возрасте от 18 до 32 лет из десяти стран: Германии и Дании, Норвегии и Швеции, Эстонии и Финляндии, России и Польши, Литвы и Латвии. Кстати, каждый год состав участников обновляется на основании конкурсного отбора, который обязательно проходят и музыканты, уже играющие в оркестре.

«Новый голос Севера» – так звучит девиз коллектива. Сегодня, на шестом году своего существования, этот голос в мировом оркестровом «хоре» - один из отчетливо слышимых и значимых.

С момента основания художественное руководство коллективом осуществляет Кристиан Ярви - родившийся в Таллинне, но музыкальное образование получивший в США младший представитель знаменитой эстонской дирижерской династии (его старший брат - Пааво Ярви, а главой является их отец Неэме Ярви). Кристиан Ярви – харизматичный маэстро молодой дирижерской волны - весьма успешен и очень востребован. Но, несмотря на эту востребованность в качестве дирижера многих топовых коллективов, художественное руководство Балтийским молодежным филармоническим оркестром он считает своим главным делом. Наряду с талантом музыканта-интерпретатора в Кристиане Ярви невероятно продуктивно живет и реализуется призвание педагога, поэтому, наверное, неслучайно в январе этого года был создан Балтийский фонд музыкального образования, поддерживающий не только оркестр, но и другие образовательные проекты в странах-участницах объединения. Сам же оркестр, несомненно, выполняет функцию главной концертной и образовательной площадки в пределах всего Балтийского региона.

Программа двухдневного российского блиц-тура была названа «Балтийское путешествие». В Москву оркестр прибыл из Калининграда, где с той же самой афишей выступил накануне. Свой дебютный концерт в России музыканты дали в 2010 году в Санкт-Петербурге, а нынешний приезд оркестра в Москву стал первым за всю его молодую историю.

Первое, что поражает в этом коллективе, - его профессионально зрелый, удивительно высокий уровень «игровой формы». Поэтому главное впечатление от концерта можно выразить так: этот оркестр не «делает музыку», а несет в сердца слушателей тепло своей неиссякаемой коллективной энергии, демонстрирует яркость, а подчас и огненность звучания и вместе с тем - упоение тончайшими нюансами и оттенками симфонической партитуры. «Новый голос Севера» не леденит душу, а согревает ее.

Музыкальный монолит программы концерта, не предусматривающего, как уже было сказано, антракта, предстал весьма динамичным. Путешествие началось с Германии - с «Академической торжественной увертюры» Иоганнеса Брамса. Затем, словно огибая Балтийское море с запада и поднимаясь вверх по карте, мы переносимся в Данию, Норвегию и Швецию. Последовательно звучат «этническая» увертюра-рапсодия «Воображаемое путешествие к Фарерским островам» Карла Нильсена (вторая и третья части), фрагмент «На свадьбе» из популярнейшего «Пер Гюнта» Эдварда Грига, а также Интерлюдия из малоизвестной у нас ранней симфонической кантаты «Песни» Вильгельма Стенхаммара. Далее, огибая Балтийское море с востока и спускаясь по карте вниз, правда, проскочив Финляндию, попадаем в Эстонию, представленную финальным номером «Setu Tants» из цикла «Три эстонских танца» Эдуарда Тубина. Финляндия – наша следующая остановка, во время которой мы наслаждаемся величественной простотой музыки второй и третьей частей сюиты «Карелия» Яна Сибелиуса. Из Финляндии рукой подать до России – и вот уже звучит «Пляска скоморохов» из музыки Петра Чайковского к весенней сказке Александра Островского «Снегурочка». А потом, на этот раз пропуская Латвию и Литву, мы сразу попадаем в Польшу, чтобы услышать вторую часть «Малой сюиты» Витольда Лютославского, еще одну яркую фольклорно-жанровую симфоническую зарисовку.

Из Польши в обратном порядке возвращаемся сначала в Литву и с огромным интересом внимаем сочинению для оркестра с загадочным названием «Никогда не игнорируй космический океан» Гедиминаса Гелготаса (р. 1986), написанному по заказу Балтийского молодежного филармонического оркестра и впервые исполненному в прошлом году на Фестивале молодежной европейской классической музыки в Берлине. Первой частью знаменитой «Рок-симфонии» Имантса Калныньша (р. 1941) Латвия замыкает круг нашего необычного путешествия, однако подготовлен еще один, последний, поворот в восточном направлении – и мы снова в России, чтобы поставить уже финальную точку: ею становится исполнение победно-фанфарной «Праздничной увертюры» Дмитрия Шостаковича.

Не обходится и без сюиты бисов. Вначале вновь звучит музыка Грига (одна из его оркестровых пьес), а затем к композиторам, представленным в основной программе, добавляются Родион Щедрин («Цыганский танец» из балета «Конек-горбунок») и Георг Фридрих Гендель (весьма увлекательный эксперимент, когда хрестоматийная «Музыка на воде» звучит в современной, весьма оригинальной, но стилистически неоднородной аранжировке для большого оркестра: все начинается, вполне «как Гендель», а заканчивается почти провокационным «модерновыми» вариациями). Наконец, последним аккордом вечера становится настолько энергетически зажигательный «Крестьянский танец» шведского композитора Хуго Альвена, что после последних тактов этого опуса зрительный зал покидаешь абсолютно опьяненным от восторга и переизбытка эмоций!

Поделиться:

Наверх