– Ольга Александровна, что в юбилейный для школы год вам вспоминается прежде всего?
– Прежде всего, конечно, история школы. Начиналось все с того, что в 1919 г. в Коломне были открыты курсы для желающих обучаться на музыкальных инструментах, которые возглавила В.А. Золотова, – известная в те годы пианистка, ученица профессора Московской консерватории А.Б. Гольденвейзера. А уже через год на базе курсов возникла народная консерватория, впоследствии преобразованная в музыкальную школу, и на протяжении всех лет школа являлась центром детского творчества и неутомимым пропагандистом классической музыки в городе.
С годами повышался творческий и профессиональный уровень педагогического коллектива, формировались традиции. Сменилось несколько поколений учащихся – многим из них музыкальная школа открыла путь в большое искусство: все они учились у преподавателей, главной целью которых было и остается развитие творческой личности.
Сегодня у нас обучается 550 детей на различных музыкальных инструментах. В учебно-воспитательном процессе используются современные технологии и внедряются инновационные методы преподавания. Основной преподавательский состав школы – ее выпускники, посвятившие жизнь служению музыке и детям. Школа для всех нас стала вторым домом, где нам уютно, где хочется работать во благо детей. Для всех нас 95-летие – незабываемое событие, дарящее множество светлых воспоминаний. Несмотря на значительность даты и большой педагогический стаж преподавательского состава, школа остается молодой – с огромным творческим потенциалом и динамичным движением вперед.
– Почему ваша школа носит имя Александра Алябьева и как это влияет на ее работу?
– Имя Александра Александровича Алябьева было присвоено школе в 1996 г. неслучайно. Композитор провел в Коломне чуть больше года, но именно в это время завершил оперу «Рыбак и русалка», написал сочинения для симфонического и духового оркестров, аранжировал множество русских народных песен. Известно, что в Коломне А.А. Алябьев организовал самодеятельный духовой оркестр, который много выступал.
Мы создали в школе уголок Алябьева, где представлены уникальные нотные сборники, литературные труды, посвященные творчеству композитора, подготовлены тематические стенды. Ежегодно проводим мероприятия, посвященные Алябьеву. В 2012 г. в Коломне был организован фестиваль компьютерных литературно-музыкальных проектов «Русская классическая музыка. А.А. Алябьев и его современники», в котором школа приняла активное участие. В том же году город встречал всероссийский фестиваль «А.А. Алябьев – выдающийся русский композитор», посвященный 225-летию со дня рождения композитора: школе посчастливилось быть причастной и к этому крупному фестивалю, который проходил поэтапно во многих городах России. В рамках I Всероссийского музыкального фестиваля в Коломне была проведена научно-практическая конференция, в которой приняли участие А.Г. Кондратьева – председатель музыкального общества Московской области, В.А. Сидоров – председатель оргкомитета фестиваля, Н.И. Тетерина – научный консультант Большого театра России, Н.Ю. Плотникова – доцент Московской консерватории, Н.В. Маркелова –председатель Комитета по культуре администрации г.о. Коломна и многие другие известные представители культуры. Мне, директору школы, выпала честь выступить на этой конференции с сообщением «Музыкальные традиции ЦДМШ им. Алябьева». Завершил конференцию великолепный концерт солистов народного клуба «Любители русских басов», который вызвал у слушателей интерес и восхищение.
– Что бы вы назвали своей победой на посту директора?
– Труд руководителя сказывается на высоких показателях работы всего коллектива. Я награждена именной премией губернатора Московской области в 2013 и 2014 гг. Способность мотивировать и нацеливать коллектив на эффективную работу остается одной из моих приоритетных задач. В музыкальной школе создана команда перспективных, творчески мыслящих, преданных музыке и любимому делу людей, которые находятся в постоянном поиске, добиваясь блестящих результатов. Школа проводит большое количество концертов и других творческих мероприятий на различных концертных площадках. В этом отношении нам оказывают огромную помощь Комитет по культуре администрации г.о. Коломна и администрация I Московского областного музыкального колледжа, в концертном зале которого прошел не один отчетный концерт школы. Не хочется говорить о наших проблемах, но отсутствие собственного концертного зала, где не надо платить за аренду, безусловно, ограничивает наши творческие возможности.
– Все ДШИ сейчас решают задачи, связанные с переходом на общеэстетические и предпрофессиональные программы – как это происходит у вас?
Сегодня наша школа реализует две основные образовательные программы:
•дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области искусства;
•программа художественно-эстетической направленности.
Со следующего года, согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в школе будет введена «Общеразвивающая программа». Основная цель программ – приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков. Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, выявление одаренных детей и их профессиональная ориентация.
– В школе есть программа поддержки одаренных детей?
– Это программа в нашей школе работает давно, несмотря на отсутствие конкурсной системы приема детей. Прошли те времена, когда в музыкальную школу принимали учиться по конкурсу только одаренных и способных. Сегодня мы учим всех желающих, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными физическим возможностями. В школе обучается большой процент детей, не всегда проявляющих музыкальные способности в силу сильной загруженности в общеобразовательной школе. Преподаватели поставлены в сложные условия – найти среди этих детей звездочек и определить их дальнейшую творческую дорогу, ведь одаренный ребенок должен выделяться среди остальных детей яркими достижениями.
В нашей музыкальной школе всегда были талантливые дети, и я с удовольствием назову некоторых:
Сергей Осокин (преп. О.А. Макарова) – известный аккордеонист, лауреат международных конкурсов в Германии, Италии, Испании, член жюри международных конкурсов, концертирующий в нашей стране и за рубежом музыкант, преподаватель МГИМ им. А.Г. Шнитке;
Ася Соршнева (преп. О.Д. Самарская, заслуженный работник культуры МО) – выпускница школы по классу скрипки, стипендиат программы «Новые имена», лауреат международных конкурсов в США, Австралии.
Кристина Гаврилова (преп. М.И. Тельнюк) – выпускница школы по классу фортепиано, в 8 лет ставшая лауреатом Всероссийского конкурса им. Я. Флиэра, а в 10 – лауреатом международного конкурса пианистов «Рукопожатие через океан».
Можно назвать и других, не менее талантливых выпускников. Мы гордимся своими лауреатами губернаторских стипендий:
2009 – фортепианный дуэт в составе Анастасии Борщ и Лизы Брыгалиной (преп. М.И. Тельнюк, С.А. Родина)
2010 – Ярослава Лунина, класс народного вокала (преп. О.Н. Андреева)
2011 – фортепианный дуэт в составе Анастасии Борщ и Ангелины Колесниковой (преп. М.И. Тельнюк, С.А. Родина)
2012 – Александра Расщепляева, учащаяся по классу скрипки (преп. О.Д. Самарская, заслуженный работник культуры МО)
2012 – фортепианный дуэт в составе Кати Коноваликовой и Кати Горчаковой (преп. Н.Ф. Соловьева, Е.А. Купцова)
2013 – инструментальный ансамбль в составе Ивана Сапрыкина – синтезатор, Марины Межуевой – гитара (преп. А.М. Цвиклинская, С.А. Устинова)
2013 – Дмитрий Грищенко, класс баяна (преп. Н.А. Сокольская)
2013 – Леонид Филатов, класс гитары (преп. Л.С. Агнеткина)
В этом же году Леонид стал лауреатом премии, установленной Указом Президента РФ «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», а Павел Андреев, класс хроматической гармоники (преп. О.А. Сурова) стал лауреатом I степени общероссийского конкурса «Молодые дарования России».
И еще одна звездочка, о которой нельзя не сказать, – Екатерина Манешина, класс эстрадного вокала (преп. Н.П. Бирюкова), ставшая в этом году лауреатом II степени на международном конкурсе молодых исполнителей популярной музыки «Детская Новая волна–2014», проходившем летом в Крыму. Всем этим детям свойственны целеустремленность, упорство, трудолюбие, любовь к музыке и, конечно, талант.
В 2005 г. в школе был создан фольклорный ансамбль «Беседушка» (рук. О.Н. Андреева), который бережно сохраняет традиции, обогащая русскую культуру, и успешно гастролирует в России и Европе (Польша, Франция, Италия, Словакия, Беларусь, Венгрия, Финляндия, Швеция, Нидерланды). В 2014 г. – в год 10-летия ансамбль получил Гран-при на Всероссийском конкурсе «Мы дети твои, Россия» и выпустил первый альбом «Песня русская звучит», в котором записаны песни различных областей России.
Параллельно с программой по поддержке одаренных детей в школе действует мощная система стимулирования преподавателей, добившихся высоких результатов в своей работе: доплаты, надбавки и премии.
– Вы следите за дальнейшей судьбой ваших выпускников – часто ли они выбирают музыку своей профессией?
– За 95 лет через нашу музыкальную школу прошло множество ярких, талантливых ребят. Кто-то связал свою жизнь с миром музыки, кто-то предпочел другие профессии, но в любом случае школа помогла раскрыться творческому потенциалу каждого ребенка, который у нас учился, и постаралась привить каждому интерес к музыке. Сегодня, как я уже заметила, основа педагогического состава – это выпускники школы, их среди преподавателей – больше половины, и они достойно продолжают дело своих замечательных учителей прошлого столетия. Но годы идут, и мы уже думаем о новой смене поколений, о той талантливой молодежи, которая обязательно должна прийти в ЦДМШ им. А.А. Алябьева, чтобы продолжить богатую и славную школьную летопись.
Поделиться: