Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.01.2017
Задушевная электроника Станислава Крейчи
Свое 80-летие Станислав Крейчи отметил в Центре электроакустической музыки Московской консерватории

Место для концерта-чествования неслучайное: композитор известен, прежде всего, музыкой для исторического синтезатора АНС и тем, что многие годы ухаживал за редким инструментом, помогая его сохранению.

Концерт начался двумя ранними сочинениями для скрипки и фортепиано: это «Мелодия» и «Шествие», которые виртуозно исполнили скрипачка Мария Маргорина и пианистка Саяка Такахаси (на электронном фортепиано). Было представлено и еще два ранних сочинения, но уже для синтезатора АНС. В двухминутном «Отголоске Востока» обрабатывается краткая экзотическая мелодия с четвертитонами: включение микротоновой темперации усиливало экзотику звучания, подчеркнутую также красочной электронной фактурой. Вторую пьесу для АНС, также двухминутную, «Интермеццо» можно назвать стилизацией под легкую музыку 1940-х годов. В ней узнаваемы инструменты джазового оркестра – саксофоны, трубы, гитары, даже струнные смычковые, – преломленные через электронное звучание. «Интермеццо» было написано в 1964 году, когда синтезатор АНС выставлялся на ВДНХ с целью продемонстрировать возможности инструмента.

Далее прозвучали более близкие по времени произведения для АНС, написанные в 2000-х годах, к которым к тому же был подготовлен видеоряд. Сочинение «Головы» по картине Павла Филонова «Тринадцать голов» содержит утонченные, приглушенные электронные звучания, а видеоряд художника Андрея Топунова работает с филоновским полотном так, чтобы фигуры на нем пришли в движение. «Геометрия звука» – сочинение уже 2013 года, созданное по случаю столетия со дня рождения изобретателя синтезатора АНС Евгения Мурзина. Деликатные звучания создавали рафинированную «музыкальную канву» для графики Топунова, которая давала то изображения АНС с различных ракурсов, то искусно обработанные геометрические фигуры. Весьма интригующим показался «Ужасный крокен»: в этом произведении разнообразные звуки синтезатора сочетались с записью голосов дельфинов в море, а видеоряд Владимира Баранова демонстрировал дельфинов, резвящихся в их естественной среде.

С большим мастерством и выразительностью пианистка Юлия Черпакова исполнила «Вариации на тему Баха» для фортепиано. В качестве главной темы этого сочинения взята Сарабанда из Французской сюиты № 1. Вариации написаны романтическим языком и наполнены тонким лиризмом. Затем была показана видеозапись короткого театрального представления по мотивам произведений художника Вячеслава Колейчука «Матер-и-я» (режиссер А. Колейчук) – с пластическими движениями танцовщицы Е. Лукьянчиковой, видеорядом А. Топунова под «Музыку для дерева и металла» Станислава Крейчи (с записью звуков деревянных и металлических объектов).

И еще один фильм, на сей раз двадцатиминутный, показали на юбилейном концерте: «В космос» (с музыкой Александра Немтина и Станислава Крейчи). По сути, это чередование ярких геометрических форм, абстрактных фигур, движущихся и изменяющихся в пространстве. Музыка при этом демонстрирует чередование абстрактных «авангардных» звучаний АНС и «реалистических», приближающихся к тональной музыке. Фильм оставил впечатление художественной выстроенности и целостности.

Завершился вечер демонстрацией записи «Исповеди» – для АНС и записанного женского голоса (существует и другая версия этого сочинения, где вместо голоса звучит терменвокс): драматизм «Исповеди» в немалой степени создавало нестандартное сочетание электроники и живого голоса.

В целом концерт вызвал большой интерес многочисленной публики, и кажется, общим желанием в конце было как можно чаще встречаться с творчеством Станислава Крейчи.

Поделиться:

Наверх