В 2005-2006 учебном году были продолжены комплексные изменения в системе российского образования, обусловленные реализацией национальных проектов.
1. Общие положения
Одним из ключевых механизмов стимулирования системных изменений, заложенных в национальный проект «Образование», является поддержка лидеров, инновационных проектов, программ развития. В этой связи Правительство Российской Федерации готовит предложения по целевой поддержке комплексных преобразований в регионах по таким направлениям как:
- изменение системы оплаты
- создание региональных систем оценки
- общественное участие в управлении образованием.
Стратегически важной, поэтому, является ориентация руководителей детских школ искусств на деятельность, направленную на создание условий развития детской школы искусств, внедрения инноваций, определяющих новое содержание и качество образования. Именно такой процесс можно назвать реформированием содержания образования, адаптацией школ к новым условиям, соответствия школьного образования переменам в общественном сознании. Под процессом изменений системы детских школ искусств Федеральное агентство по культуре и кинематографии понимает именно содержательные изменения, перемены в жизнедеятельности школы не могут быть целью, это лишь средство для ее развития в соответствии с требованиями времени.
Особенно важной, жизненно необходимой становится деятельность школ по созданию программы развития – документа, определяющего цели, задачи ближайшего будущего детской школы искусств. Сегодня создание программы развития – это определение конкретных действий школы по вхождению в новое социально-экономическое пространство, в котором очень важно быть необходимым социуму, сохраняя лучшие традиции, предлагая, при этом, уникальные образовательные услуги.
Вторым существенным фактором процесса изменений в отечественном художественном образовании является реформирование административной системы: введение в регионах Российской Федерации в действие Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».
Анализ комплекса проблем
В сегодняшней ситуации деления федерации на тысячи и тысячи самостоятельных административных маленьких «государств» проблема сохранения уникальной образовательной системы перерастает в общечеловеческую проблему зависимости существования того или иного творческого коллектива от местной власти или, конкретнее, от того или иного руководителя, его желания или нежелания поддерживать такую «затратную» статью местного бюджета как образование в сфере культуры и искусства. Именно твердая позиция руководителей, наделенных высокой ответственностью за сохранение доверенной им уникальной части отечественной культуры, позволит в новых условиях доказать жизнеспособность и необходимость художественного образования.
2. Мероприятия по сохранению системы детских школ искусств
В ноябре 2005 года в г. Саратове состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Детская школа искусств в условиях модернизации Российского образования». Организаторами конференции стали Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Администрация и Министерство культуры Саратовской области, Научно-методический центр по художественному образованию, Областной учебно-методический центр администрации Саратовской области.
Конференция подняла жизненно важные вопросы существования детских школ искусств: проблемы правового статуса и нормативно-правового
Огромные возможности и потенциал
Ответственность за будущее России – в создании условий для обучения миллионов детей различным искусствам, для сохранения доступности художественного образования – такова основная мысль выступления Руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии М.Е.Швыдкого: «Достаточно побывать на юге России, чтобы понять, что там, где по улицам городов или сел ходят группы молодых людей, не получивших никакого образования, никакого представления о том, что такое культура вообще и культура человеческого общения, именно там происходят беспорядки и преступления, жгут машины, ломают и крушат магазины, грабят автобусы и убивают людей. Воспроизводится социальное напряжение, потому что вырастает поколение необразованных, ничего не знающих, не понимающих, что такое жизнь человеческая вообще и жизнь другого человека, поколение молодых людей, детей, подростков, у которых нет работы, нет занятий.
От этого происходит все: нелюбовь одних людей к другим, только потому, что у кого-то не такие глаза или не такой цвет волос…
Когда мы говорим о художественном образовании, на самом деле мы говорим о вещах глубоко социальных...
Детские школы искусств – это колоссальный институт воспитания граждан, воспитания сложной духовной жизни, который потом поможет всем нам, всему обществу в решении сложных проблем».
Отвечая на вопросы участников Всероссийской научно-практической конференции «Детская школа искусств в условиях модернизации Российского образования» руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии М.Е.Швыдкой отметил:
«Главное - при переходе на отраслевую систему труда - должен быть гарантированный минимум, ниже которого опускать заработную плату нельзя. Кроме того, переход на отраслевую оплату труда требует, как минимум, удвоения заработной платы, иначе это бессмысленно.
То, что мы не ведем разъяснительную работу среди региональных и муниципальных руководителей культуры, - очень плохо. У меня намечены встречи с руководителями ассоциаций малых городов России. Сейчас мы пытаемся возродить работу с сельскими учреждениями культуры. Нам надо дойти и до поселений. Думаю, что мы сделаем это. И, конечно же, надо начать ездить по стране, потому что мы совсем забросили идеологическую работу.
Для того, чтобы добиваться особого статуса детской школы искусств, надо сначала добиться равенства с общеобразовательной школой. Уравнять в правах – это понятно, сейчас мы ущемлены в правах. Следующий этап – добиваться особого статуса.
Стипендии федеральной программы «Юные дарования» обязательно будут сохранены.
Передача детских школ искусств в ведение Министерства имущества – это самое страшное, чего я боюсь. В ряде мест под видом оптимизации начинают торговать имуществом школ. С этим мы будем бороться. Не может быть высокопрофессиональной элиты без массового образования.
По вопросу об аттестации на высшую категорию педагогических работников учреждений культуры мы можем написать письмо о том, какого рода возможно делегирование прав по процедуре органам управления культуры. Утверждают - органы образования, а по процедурным вопросам можно договориться.
Правительством Российской Федерации должна быть принята целевая федеральная программа по культуре на 2006-2010 гг., в которой заложено многое, связанное с образованием. Как только будет принята эта программа, мы сможем решить многие вопросы нормативного характера, в том числе связанные со статусом детской школы искусств.
Необходимо подготовить письма всем губернаторам по итогам совещания, обратить их
Мы сейчас работаем над стандартами обеспечения граждан услугами культуры, которые так же помогут решить определенные вопросы.
Чтобы «залатать» отсутствие нормативных документов, мы напишем всем губернаторам письма с изложением позиции Федерального агентства по культуре и кинематографии по вопросам детского художественного образования.
Сейчас мы получаем много писем о том, что сокращаются методические службы в системе художественного
Полностью материалы Всероссийской
Решение конференции и обращение М.Е.Швыдкого направлены губернаторам в регионы Российской Федерации. К маю месяцу 2006 года получены свыше 40 откликов губернаторов, в которых даны гарантии сохранения и развития системы детских школ искусств. Кроме того, решение конференции вместе с пакетом документов направлены: в Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, ЦК Профсоюзов работников культуры, Государственную Думу Российской Федерации. Своевременность проведения конференции подтверждена следующими процессами реформирования муниципальной системы власти: с января 2006 года направленные материалы оказали важную поддержку в деле сохранения детских школ искусств.
Управлением культурного наследия, художественного образования и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии совместно с Научно-методическим центром по художественному образованию продолжены работы по исследованию системных проблем функционирования школ и путей их преодоления.
Одной из самых важных сегодня становится проблема определения норматива финансирования детских школ искусств в соответствии с национальным проектом перевода всех образовательных учреждений на подушевой норматив финансирования. Параллельно с Министерством образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по культуре и кинематографии готовит на утверждение в Правительстве Российской Федерации Методические рекомендации по финансированию детских школ искусств. Основная концепция документа – опора на специфику деятельности детских школ искусств.
Все более острой становится проблема так называемой «родительской платы за обучение». Согласно Федеральному закону «Об образовании» образовательные программы детской школой искусств, имеющие статус основных (в рамках примерных учебных планов), не могут реализовываться на платной основе.
В таком случае, принятие решений местными администрациями, а также органами представительной власти о порядке сбора и размере родительских средств не имеет правовой основы, а руководители школ искусств оказываются заложниками таких решений. Неоднократно Научно-методическим центром по художественному образованию осуществлялись публикации с разъяснением данной ситуации, а также проводились и проводятся консультации с директорами школ о неотложных действиях руководителей на пути «возвращения» в правовое поле и трактовки родительских средств как «целевых взносов родителей». В связи с создавшимися противоречиями толкования и применения понятия «родительская плата» в ряде регионов возникают ситуации применения правил налогообложения как от средств, полученных от предпринимательской деятельности, возникают спорные ситуации при налоговых и других финансовых проверках, вплоть до конфликтов, решаемых в судебном порядке.
Особенно остро стоит вопрос о ведомственной принадлежности детских школ искусств. В январе 2005 года М.Е.Швыдким направлено письмо в органы управления культуры исполнительной власти республик, краев, областей, автономных образований, гг. Москвы и Санкт-Петербурга (письмо «О сохранении системы детских школ искусств» от 12.01.2005 г. № 01-07-21), в котором, еще раз, отмечается необходимость сохранения межведомственного характера системы дополнительного образования детей. В своем обращении М.Е.Швыдкой подчеркивает, что «система художественного образования в России, складывавшаяся десятилетиями, неизменно включает в себя три, неразрывно связанных, уровня профессионального художественного образования: школа-училище-ВУЗ. Исключение одного из важных звеньев в названной цепочке приведет к утрате завоеванных позиций в российском художественном образовании, признанном во всем мире».
К сожалению, в процессе реформирования органов местного самоуправления не всегда удалось сохранить органы управления культуры в некоторых муниципальных районах, отсутствуют органы управления культуры в поселениях. Поэтому создалась ситуация, способствующая переводу детских школ искусств в систему образования или прикрепление школы к таким учредителям как органы социального обеспечения, комитеты по имуществу и т.д. В данной ситуации, в целях сохранения ведомственной принадлежности и полноценного функционирования детских школ искусств, возможно переподчинение их региональным органам исполнительной власти. Сегодня правовая база позволяет осуществить данное переподчинение. Так, Федеральным законом от 29.12.2005 г. № 199-ФЗ в статью 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (предстваительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» внесен пп.14.1, который устанавливает полномочия региональной исполнительной власти в области «предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения».
Федеральным законом от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» в п.6 статьи 29 Федерального закона «Об образовании» внесен пп.6.3 «организация предоставления дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации, а также дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения».
Особенно серьезным, кардинальным изменением в рамках осуществления бюджетной реформы является проект Федерального закона «Об автономных учреждениях», подготовленный Правительством Российской Федерации и переданный для обсуждения в Государственную Думу. Данный закон предполагает изменение типа государственных и муниципальных учреждений с изменением способа финансирования (смена принципа бюджетного сметного финансирования на финансирование в форме субвенций, субсидий, государственных внебюджетных фондов и иных источников). Таким образом, полученные средства имеют характер доходов учреждения с соответствующим принципом налогообложения. А сам механизм финансирования более соответствует целевому финансированию (возможно - с участием в конкурсе на получение государственного заказа). Федеральное агенство по культуре и кинематографии выступает противником данной реорганизации как процессу, опасному для финансового выживания детских школ искусств как учреждений самого затратного принципа организации образовательного процесса в форме индивидуальных и мелкогрупповых занятий.
Федеральным агентством по культуре и кинематографии проводится активная работа с ведомствами и организациями по справедливому нормированию труда преподавателей детских школ искусств: до сих пор при оплате труда применяется федеральная норма, разделившая нагрузку преподавателей на старшие и младшие часы. Существующая норма является устаревшей, не имеющей никаких основ, традицией. Отсутствуют обоснования: научные, методические, психофизические, санитарно-гигиенические. Ни одно ведомство не может подтвердить обоснованность данной нормы, зато каждое считает объем средств, необходимых для перехода на новую норму оплаты труда.
В рамках реализации Концепции художественного образования в Российской Федерации, Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года Управление культурного наследия, художественного образования и науки совместно с Научно-методическим центром по художественному образованию организуют и проводят в период с 2005 по 2007 год конкурс на участие в издательском проекте «Детские школы искусств – достояние Российского государства».
Конкурс проводится в целях обеспечения государственной поддержки
На конкурс представлено свыше 200 детских школ искусств из 68 регионов Российской Федерации. Результаты конкурса и список победителей направлены Федеральным агентством по культуре и кинематографии органам управления культуры регионов Российской Федерации в июле 2006 г.
Нормативно-правовая база
В 2005-2006 учебном году законодательство Российской Федерации дополнилось рядом важных документов:
Методические рекомендации по проведению проверок образовательных учреждений по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. Письмом ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 13 апреля 2005 г. № 21);
«Об уполномоченных органах исполнительной власти в сфере образования и науки» (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 января 2005 г. № 01-16/05-01)»;
«О проведении процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации» (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 6 января 2006 г. № 01-32/05-01);
Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»;
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В министерства культуры республик в составе Российской Федерации, органы управления культуры администраций краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга направлен ряд писем и приказов Роскультуры:
- «О сохранении системы детских школ искусств» (от 12.01.2005 г.
№ Р1-07-21);
- «О Всероссийском фестивале-
спасемся», «О мастер-классах артистического общества «Ассамблеи
искусств» (от 03.03.2005 г. № 585-18-07.4);
- «Об издании на компакт-дисках «
- «О перечне примерных учебных
- «О примерных учебных планах для детских школ искусств на 2005-2006 учебный год» ( от 02.06.2005 г. № 1814-18-07.4);
- «О проведении Всероссийского
- «О проведении Всероссийского
- «Об условиях приема в Московское военно-музыкальное училище» (от 19.08.2005 г. № 2799-18.3-07.4);
- «О решении Всероссийской научно-
- «Об отсутствии финансирования в 2006 году на премирование в области патриотического воспитания» (от 24.04.2006 г. № 1273-07/4-0/36);
- «О стипендиях «Юные дарования» (от 15.05.2006 г. № 1539-07/4-0/36);
- «О проведении Всероссийского
- «О проведении Общероссийского
- «О перечне примерных учебных
- «Об итогах Всероссийского
- «Об итогах Всероссийского
О совершенствовании научно-методической работы в отрасли
В 2005-2006 учебном году в процессе активной перестройки региональной образовательной системы ряд методических служб регионального значения был преобразован в структурные подразделения образовательных учреждений среднего профессионального образования и высшего профессионального образования. При этом удалось сохранить функции, традиционно закрепленные за методическими кабинетами и центрами.
В целях определения первоочередных целей и задач, стоящих сегодня перед региональными методическими службами, а также планирования конкретных мероприятий, Научно-методическим центром по художественному образованию совместно с Управлением культурного наследия, художественного образования и науки в ноябре 2006 года будет проведено очередное Всероссийское совещание представителей методических служб регионов России.
В целях оперативного оснащения руководителей детских школ искусств современными механизмами управления Научно-методическим центром по художественному образованию в 2005-2006 учебном году организованы и проведены новые циклы семинаров, посвященные менеджменту в сфере художественного образования.
Цикл обучающих семинаров будет продолжен в 2006-2007 учебном году.
Кроме курсов повышения квалификации, проходящих в очной форме обучения, Научно-методическим центром организована оперативная консультационная и экспертная помощь образовательным учреждениям, методическим службам, управлениям культуры. Круг проблем и вопросов, затронутых в процессе активного диалога достаточно широк:
- вопросы налогообложения;
- применения бюджетного классификатора;
- вопросы трудового
- аттестация детских школ искусств и педагогических работников;
- санитарно-эпидемиологические
В 2005-2006 году Научно-методическим центром по художественному образованию издан новый блок примерных программ и методических пособий для детских школ искусств (программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, музыкальному искусству, ритмике, образовательные программы повышенного уровня).
В 2006-2007 учебном году будет продолжен процесс обновления перечня примерных программ для детских школ искусств. Готовится к публикации блок программ по эстрадно-джазовому искусству, хореографии, фортепиано.
В целях интенсификации процесса учебно-методического обеспечения учебных планов нового поколения Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Научно-методический центр по художественному образованию объявили Конкурс на лучшие образовательные программы для детских школ искусств музыкальной направленности: фортепиано, музицирование, аккомпанемент, ансамбль, камерный ансамбль, сольфеджио, практикум по сольфеджио. Готовится публикация результатов конкурса, в котором выявлены интересные авторские программы. По результатам конкурса в 2007 году будет издан сборник авторских программ.
В помощь руководителям детских школ искусств Научно-методическим центром по художественному образованию осуществлена публикация сборника инновационных образовательных проектов (приложение к журналу «Культура. Искусство. Образование» 2005 г.). В сборник вошли несколько проектов, ставших победителями Московского открытого конкурса новых проектов, исследований и технологий «Перспективы развития детских школ искусств как основного звена общего художественного образования в Российской Федерации», инициированного Комитетом по культуре города Москвы и Детской школой искусств имени М.А.Балакирева города Москвы.
Одной из системных проблем сегодняшней жизни школы является кадровая проблема, вернее – отсутствие притока кадров в школы. Одним из вариантов решения проблемы должна стать деятельность региональных методических служб и организаций повышения квалификации по работе с кадрами. Анализ работы методических служб последнего десятилетия показал, что сегодня в процессе оптимизации региональных методических учреждений и учреждений подготовки и переподготовки кадров перспективной является та организация, которая имеет лицензию на реализацию дополнительных профессиональных программ. Именно такая организация оказывается защищенной в сегодняшнем правовом поле и имеет перспективы для дальнейшего развития и поддержки государства. Работа Научно-методического центра по художественному образованию с методическими службами регионов – одна из форм такой государственной поддержки.
Деятельность Минкультуры России и Федерального
агентства по культуре и кинематографии
по выявлению и поддержке юных дарований
В 2003-2006 гг. одним из важных направлений деятельности Федерального агентства по культуре и кинематографии являлась работа со стипендиатами в рамках программы «Юные дарования».
Учебный год | Количество стипендиатов | Количество лауреатов и дипломантов | Стипендиальный фонд (млн. руб.) |
2003-2004 2004-2005 2005-2006 |
628 834 763 |
5388 6638 6675 |
5,4 7,4 2,6(1 полуг.) |
Итого: | 2225 | 18701 | 15,4 |
В 2006 году порядок выплаты стипендий «Юные дарования» изменился. Объявлен Общероссийский конкурс «Молодые дарования России», по итогам которого победители получат премии.
За период 2003-2006 годов преподавателями ведущих российских вузов искусств, членами Союза художников России для стипендиатов «Юные дарования» проведены 15 мастер-классов в городах Сочи, Санкт-Петербурге, Москве, Переяславле-Залесском, в Республике Карелия. Стипендиатов принимали Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства, Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, Российская академия музыки имени Гнесиных, Московская государственная академия хореографии.
Для стипендиатов были организованы обширные культурные программы, включавшие посещение государственного академического Большого театра России, Большого зала Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, Московского международного дома музыки, Государственной Третьяковской галереи, музеев Московского Кремля.
В 2003-2006 гг. были проведено 4 творческих школы для стипендиатов-художников, работы которых демонстрировались в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Большом Кремлевском Дворце, в Минкультуры России.
Юные музыканты ежегодно выступают на фестивале Российского фонда культуры «Золотая осень в Кремле» и «Пасхальный фестиваль».
В 2003-2006 гг. стипендиаты представляли российское искусство в Италии и Франции.
Традиционными стали организация и проведение совместно с регионами России ежегодных межрегиональных
В 2003-2005 гг. в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005 годы)» проведено более 500 всероссийских и международных фестивалей, выставок, смотров и конкурсов, в которых приняли участие более 100 тыс. человек из 79 регионов страны. Многие из этих мероприятий проводятся регулярно – в частности, ежегодным стало проведение Международного фестиваля детских и юношеских духовых оркестров «Серебряные трубы Поволжья», фестиваля «Баян и баянисты» на базе Российской академии музыки имени Гнесиных и др.
Федеральное агентство по культуре и кинематографии и в дальнейшем планирует продолжить работу по выявлению и поддержке молодых дарований России и надеется на плодотворное сотрудничество с органами управления культуры субъектов Российской Федерации.
Поделиться: