«К вершинам мастерства» - название проекта, который на V Московском открытом конкурсе проектов, исследований, технологий «Инновации в развитии художественного образования» представила заведующая Городским методическим центром при ДШИ № 1 г. Новокузнецка Л.В. Колобова. Проект участвовал в номинации «Управление в художественном образовании» и стал лауреатом II степени. Публикуется в сокращении.
Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, способного к реализации задач современного художественного и музыкального образования, - важнейшая задача городского методического центра (далее - ГМЦ) образовательных учреждений культуры (далее – ОУК) г. Новокузнецка. Проект «К вершинам мастерства» ориентирован на решение реальных проблем, возникающих в профессиональной деятельности педагогов ОУК, через соответствующую оптимизацию деятельности ГМЦ. В связи с этим определена основная цель проекта: оптимизация деятельности ГМЦ как условие, позволяющее максимально реализовать его потенциал для обеспечения комплексного сопровождения (научное, методическое, организационно-деятельностное и др.) процессов функционирования и развития ОУК.
В основу деятельности ГМЦ положены проекты:
«Авторская программа», главное назначение которой – разработка оптимальных условий для создания различного рода программно-методической продукции, ее экспертизы, рецензирования и воплощения творческих инициатив педагогов.
«Методическая помощь» - проект, ориентированный на создание единого информационно-образовательного пространства, обеспечивающего ознакомление преподавателей с новыми программами, УМК, современными концепциями и технологиями художественного образования и др.
«Научно-методическое содействие инновационному развитию ОУК» предусматривает оказание помощи педагогам и руководителям в инновационной деятельности, организации и проведении экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов и др.
«Пространство для творчества» предоставляет возможность формирования профессионального имиджа сотрудников ОУК (профессиональные конкурсы, фестивали, концертная и выставочная деятельность, мастер-классы и др.).
«Профессионал» позволяет выстроить систему непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов, выявлять и диссеминировать опыт лучших педагогов ОУК по использованию эффективных форм и методов обучения, современных образовательных технологий художественного образования и др.
Особое место в работе ГМЦ занимает программа «Диссеминация ценного педагогического опыта ОУК», которая способствует получению качественно новых результатов художественного образования через распространение авторских программ, способов обучения, учебно-методических пособий, дидактических материалов − то есть таких образовательных ресурсов, которые могут быть предложены потенциальным пользователям в обобщенном (осмысленном), структурированном и методически объясненном виде.
Характеристика ситуации, которую призван изменить проект
Детские школы искусств Новокузнецка – часть уникальной системы художественно-эстетического образования России. Всего в городе работают 6 школ искусств, 2 художественные и 2 музыкальные школы. Число преподавателей к началу 2008 г. составляло 455 человек. Основными показателями в работе преподавателей являлись: победы учеников в конкурсно-фестивальных мероприятиях, поступление учеников класса в профильные средне-специальные и высшие учебные заведения, исполнительская и творческая деятельность самого преподавателя. При этом методическая работа преподавателя, как правило, носила эпизодический характер (от аттестации до аттестации).
Анализ методической работы, проведенный ГМЦ и Управлением культуры г. Новокузнецка, показал, что методическая работа ДШИ и многих преподавателей не соответствует новым образовательным требованиям. Большинство преподавателей не владеют способами решения проблем обучения детей на теоретическом и практическом уровнях, а также новыми информационными технологиями. В ходе анализа выделились основные проблемы:
1. Неспособность ряда ОУК быстро реагировать на изменения образовательных потребностей социума.
- Несоответствие уровня компетентности некоторых преподавателей современным требованиям профессионального стандарта педагогической деятельности.
- Отсутствие системы в методической работе преподавателей ОУК.
Существующая на тот момент методическая служба учреждений дополнительного образования детей обладала рядом недостатков:
1. Недостаточная координация методической деятельности ОУК между собой.
2. Недостаточный уровень оперативной информированности ОУК по актуальным вопросам профессиональной деятельности и неумение осуществлять педагогический анализ профессиональной деятельности.
3. Формальный подход к возможностям повышения квалификации – невнимание к индивидуальным запросам и образовательным потребностям преподавателей.
5. Поверхностный характер обобщения педагогического опыта, отсутствие научно-методического обеспечения образовательного процесса.
6. Недостаточный уровень экспертизы программного и методического обеспечения образовательного процесса в ОУК.
Подобное состояние методической службы было обусловлено отсутствием системности в ее работе, четкого распределения обязанностей между методическим центром, городскими методическими секциями и школами.
Современная ситуация в дополнительном образовании детей, перестройка экономических основ деятельности учреждений, изменение их статуса и задач ОУК, новые требования к нему со стороны детей и родителей, а также ряд других причин придают особую актуальность выстраиванию системной работы городской методической службы, которая призвана:
- развивать творческий потенциал преподавателей, выявлять и обобщать опыт лучших и распространять его;
- решать задачи по разработке и внедрению новых технологий, форм и методов художественного образования;
- добиться повышения качества образовательного процесса и его результатов;
- разработать образовательные программы нового поколения для системы ДШИ, ДМШ, ДХШ.
В настоящее время в ОУК существует ряд проблем, связанных с внедрением информационных процессов и обеспечением реализации стратегических линий музыкального и художественного образования, обозначенных в Концепции развития образования в сфере искусства и культуры РФ на 2008 - 2015 годы. Во-первых, это отсутствие практики комплексного сопровождения процессов развития образовательных учреждений культуры, профессионального развития педагогов и руководителей образовательных учреждений. Во-вторых, отсутствие единой муниципальной информационной образовательной среды ОУК.
В-третьих, существующая система ПК не всегда ориентирована на запросы практики, кроме того, слушатели курсов неэффективно используют полученные знания и не пытаются обучать своих коллег; малочисленность и низкая активность профессионально-общественных объединений в образовательной среде ОУК, отсутствие инновационных педагогических проектов и творческих объединений педагогов. В-четвертых, существенной проблемой является разобщенность ОУК, в результате чего отсутствует целенаправленная координация их научно-методической и других аспектов деятельности.
В условиях современного педагогического инновационного движения, повышения требований к уровню профессионального мастерства педагогических кадров в сфере культуры и искусства назрела необходимость в разработке инновационной модели городской методической службы ОУК.
Задачи проекта:
- Разработать концепцию деятельности ГМЦ и организовать его работу в соответствии с Концепцией развития образования в сфере искусства и культуры РФ на 2008 - 2015 годы;
- Создать единое информационно-образовательное пространство как сферу профессионального совершенствования и развития педагогов;
- Разработать и апробировать программы и проекты, ориентированные на руководство комплексным (информационным, учебно-методическим, научно-методическим и др.) сопровождением процессов функционирования и развития ОУК;
- Сформировать инновационное поле в ОУК, обеспечивающее их развитие в соответствии с современными тенденциями в художественном образовании (инновационные проекты и программы, творческие группы педагогов по актуальным направлениям модернизации образовательного процесса и др.);
- Создать систему диссеминации ценного педагогического опыта ОУК и отдельных педагогов, способствующую получению качественно новых результатов художественного образования.
Инновационное значение проекта для образовательных учреждений муниципалитета
Наша инновация – попытка разработать и реализовать инновационную модель функционирования городской методической службы ОУК через проектное управление. Значение данной модели заключается в системно-проектном подходе к выстраиванию деятельности ГМЦ.
Данная модель функционирования ГМЦ позволяет:
- осуществить перевод ряда ОУК в режим развития и получить новую образовательную практику, позволяющую обеспечивать детей и подростков качественным художественным образованием;
- выстроить систему партнерских отношений ГМЦ с учреждениями, являющимися дополнительным ресурсом устойчивого развития ОУК;
- обеспечить полноту организационно-управленческих действий ГМЦ, необходимых для достижения целей функционирования и развития ОУК муниципалитета;
- осуществить развитие инновационного поля как условия реализации задач, стоящих перед ОУК;
- обеспечить комплексную поддержку педагогических коллективов ОУК в достижении высокого качества художественного образования;
- повысить эффективность использования методических и других ресурсов, имеющихся в ГМЦ;
- расширить возможности для совершенствования профессиональной компетентности педагогов в соответствии с потребностями развивающейся системы художественного образования детей: овладение современными педагогическими технологиями художественного образования, формами и средствами обучения и др.
Поделиться: