Top.Mail.Ru
АРХИВ
22.04.2014
БАЯН С ИТАЛЬЯНСКИМ АКЦЕНТОМ

С 19 по 21 марта в Московской области впервые проходил международный фестиваль-конкурс «Баян, аккордеон, гармоника». В нем приняли участие свыше ста исполнителей, а его география охватила российские регионы от Санкт-Петербурга до Камчатки и ряд зарубежных стран: это Белоруссия, Украина, Хорватия, Китай и Республика Корея. Главную награду – Гран-при в размере 30 000 рублей получил студент ГМК им. Гнесиных баянист Денис Коптелов.

Жюри конкурса, возглавляемое профессором РАМ им. Гнесиных Вячеславом Семеновым, состояло из молодых, но уже известных музыкантов, успешно проявивших себя и в педагогике. Среди них – Юлия Америкова, Мария Власова, Владимир Орлов, Владислав Плиговка, Михаил Бурлаков, Анатолий Жмаев. В работе жюри также принимал участие итальянский аккордеонист Мирко Патарини, президент известной итальянской компании, выступившей одним из спонсоров фестиваля-конкурса.

По итогам музыкального состязания сопредседатель жюри – директор Московского областного колледжа искусств Р.А. Хусеинов дал интервью «Играем с начала».

– Международный фестиваль-конкурс «Баян, аккордеон, гармоника» сразу получил статус международного, и сегодня это, пожалуй, наиболее масштабный конкурсный проект в области баянно-аккордеонного исполнительства в Московской области. Расскажите, как создавался конкурс?

– Этот конкурс стал возможен, прежде всего, благодаря поддержке Министерства культуры Московской области. Его организацию взяли на себя молодые преподаватели отдела «Инструменты народного оркестра» нашего колледжа во главе с его руководителем М.А. Микицкой. Конкурс – это стимул к тому, чтобы исполнители повышали свое профессиональное мастерство. Но такова и главная цель музыкального обучения, поэтому я верю, что наш конкурс будет иметь продолжение.

– Не так давно в вашем колледже впервые в России введена новая специализация – «электронный баян». На какой основе возникла эта специализация и какими вы видите перспективы развития электронного баяна?

– У нас в колледже заложены хорошие традиции еще со времен В. Гридина, В. Зозули, Н. Андреева, В. Сдобновой. С приходом талантливой молодежи коллектив, сохраняя лучшее, успешно внедряет и современные инновации. Наши ребята проходят обучение как на акустических инструментах, так и на электронных, и я считаю, что это очень перспективно сегодня. Было время, когда с экранов телевизоров и по радио народные инструменты почти не звучали. Сегодня баян, аккордеон, гармоника переживают второе рождение. И электронные инструменты, таким образом, служат цели популяризации инструмента, что уже само по себе неплохо.

– Что вы считаете наиболее значимым достижением прошедшего конкурса?

– Было много талантливых ребят, которые смогли соотнести свои возможности с возможностями соперников и продемонстрировать свое мастерство в достойных выступлениях, это главное. Важно и то, что содружество специалистов-народников проявило сплоченное единство. Не могу не отметить, что в жюри были настоящие профессионалы, которые дали конкурсантам не только профессиональную оценку, но и рекомендации на будущее, в том числе критического характера. Без всех этих составляющих конкурса невозможен профессиональный рост, движение вперед.

Мирко Патарани также ответил на несколько вопросов:

– Ваша деятельность неразрывно связана с развитием электронного аккордеона. Расскажите, каким вы видите его будущее?

– В течение долгого периода я работал музыкальным руководителем компании, разрабатывающей синтезаторы, а также электронные аккордеоны. Думаю, что электроника сегодня способна очень хорошо помогать студентам, композиторам, преподавателям. Однако уверен, что настоящий художник всегда выберет акустический инструмент. Не существует способа создать электронный инструмент, который может даже приблизиться к живому звучанию инструмента акустического.

– Вы регулярно принимаете участие в работе жюри на международных конкурсах – чем вам запомнится этот конкурс?

– Мне нравится выступать в качестве члена жюри: это прекрасная возможность услышать новые таланты в наилучшей форме и в наилучших условиях, где они могут раскрыться, а также увидеть уровень педагогического мастерства их учителей. У меня действительно большой опыт работы в жюри во многих странах, и могу с уверенностью сказать, что конкурс, организованный здесь, – это большой успех! Уровень членов жюри и конкурсантов я оцениваю как очень высокий. Надеюсь, что этот фестиваль-конкурс состоится и в следующем году и я буду рад снова сотрудничать с русскими музыкантами.

– Вы являетесь инициатором и организатором международного конкурса на вашей родине в итальянском городе Сполето: расскажите о нем.

– Сполето известен своей древней историей, театрами, гастрономией… – он интересен во многих отношениях. Небольшой, но уютный город, Сполето расположен в 95 километрах от Рима. Я организую здесь ежегодный фестиваль STRUMENTI&Musica. Это неделя соревнований, мастер-классов и других мероприятий для аккордеона и баяна, а также фортепиано и ансамблей. Фестивальные концерты по традиции проходят в Оперном театре на 900 мест. Их участниками были музыканты из многих стран, в том числе из России. Мой следующий конкурс пройдет с 8 по12 октября 2014 года. Я приглашаю всех своих русских друзей и коллег принять в нем участие вместе со своими учениками!

Поделиться:

Наверх