Top.Mail.Ru
АРХИВ
10.03.2011
ВЕЧЕРА С АНДРЕЕМ ЭШПАЕМ

Московский музыкальный сезон продолжает радовать публику авторскими концертами Андрея Эшпая, посвященными недавно прошедшему 85-летию композитора. Два творческих вечера с участием юбиляра прошли 3 декабря в МГИМ им. А. Шнитке и 15 февраля в Музее музыкальной культуры им. М.Глинки.

Автор множества сочинений, в том числе балетов и симфоний (и даже симфонии-балета), хоровых и камерно-ансамблевых произведений, музыки к кинофильмам и песен, Андрей Эшпай выделяется в ряду коллег уникальным творческим опытом: он написал концерты для всех инструментов симфонического оркестра (кроме тубы). К сожалению, на юбилейных вечерах эти концерты не исполнялись – «сводную» программу составили написанные в разные годы камерные произведения. Но зато вечера замечательно украсили выступления самого виновника торжества.

Андрей Яковлевич Эшпай – один из тех людей, которые чувствуют себя молодыми и бодрыми независимо от возраста. Он прекрасно держится на сцене и без труда меняет амплуа: из слушателя вмиг превращается в ведущего или исполнителя. Композитор комментирует прозвучавшие сочинения, рассказывает о себе и своем творчестве, вспоминает учителей, отвечает на вопросы из зала, шутит... - и вот уже спланированный организаторами вечер идет «не по графику». Он превращается в импровизацию маэстро: настоящий творец Андрей Эшпай вовлекает в свой спонтанный замысел и публику, и музыкантов, и ведущих.

Музыкальную основу обоих авторских вечеров составляли сочинения большого периода - от юношеских фортепианных пьес до зрелых работ, таких как Квартет памяти Д.Шостаковича. На двух концертах можно было услышать одно и то же произведение в разной интерпретации. Например, «Венгерские напевы». Первоначально сочинение, написанное в 1953 году, было задумано как вокальный цикл, включенный в программу выпускного экзамена в консерватории. Но из-за болезни вокалиста, который готовился его исполнить, на свет появилась рапсодия для скрипки и оркестра в 6 частях (название «Венгерские напевы» осталось). Но и эта версия, как показало время, не стала последней. На первом из зимних авторских вечеров можно было услышать шестичастный вариант рапсодии – его исполнили студенты МГИМ им. А.Шнитке скрипачка Юлия Новикова и пианистка Ирина Ермилова. А на втором - позднейшую редакцию сочинения, где уже нет «водоразделов», а есть непрерывное перетекание частей, что было представлено в исполнении автора и заслуженной артистки России Элеоноры Дмитерко.

В двух вариантах исполнения удалось услышать и калейдоскопически яркую, но цельную по форме Токкату. Она - III часть фортепианной сонаты, но в момент рождения мыслилась самостоятельной пьесой и поэтому сложилась как драматургически цельное произведение, способное существовать и вне сонатного цикла. Токкату играли Ольга Алексеева и Мария Эшпай, внучка композитора. Разница исполнительского темперамента пианисток позволила и музыку услышать по-разному. Классически сдержанная, с бисерными россыпями выверенных пассажей была Токката у Ольги Алексеевой в первый вечер. На втором же концерте «пропетые» Марией Эшпай марийские национальные мелодии, скрытые в стремительном потоке «вечного движения», открыли «лирическую тайну» сочинения.

Андрей Эшпай – экспериментатор. В этом убедила, например, пьеса для флейты соло «в си», прозвучавшая в исполнении Владимира Шамиданова, где грани флейтового тембра раскрыты в «опасно низком» для этого инструмента диапазоне. А в композиции «Espressivo molto» для солирующей скрипки, сыгранной Элеонорой Дмтерко, демонстрируются все особенности и возможности скрипичной техники. Не лишена новаторства и ансамблевая музыка Андрея Эшпая. Ярким акцентом февральского концерта был «Брасс-квинтет» для двух труб, валторны, тромбона и тубы (исполнители - Игорь Приходько, Иван Зуев, Сергей Горбунов, Михаил Осипов и Владимир Мартынов). В этом сочинении на протяжении трех контрастных разделов происходит сильная образная трансформация. Хоральная структура первого раздела неуклонно обрастает полифоническими подголосками, постепенно выделяя тембр труб как солирующий. По мере подхода к кульминации подголоски превращаются в стремительные взлеты, возникающие попеременно у первой и второй труб. Кстати, расстановка музыкантов в этом сочинении такова, что трубачи стоя по разные стороны ансамбля, и при их диалоге рождался весьма интересный стереоэффект. Вообще, в силу яркости тембров меди рождалось ощущение, что музыка звучит не только со сцены, но повсюду.

«Concordia discordans» (согласие несогласного) – так называется струнный квартет Эшпая, посвященный памяти Шостаковича. Его исполнил Государственный квартет им. М.Глинки в составе: лауреат международных конкурсов Владислав Песин, Владислав Безруков, Лев Серов, заслуженный артист РФ Олег Смирнов. В этом сочинении исповедального характера Андрей Эшпай ввел прием инструментального театра: в кульминационный момент возникает тихое пение исполнителей, которое наслаивается на тему хорального склада. Пение звучит обращением к Богу и, напоминая о церковной службе, как бы выводит исполнителя и слушателя за пределы концертного зала - в сакральное пространство.

Кроме инструментальной музыки звучали на авторских вечерах Андрея Эшпая и его романсы, и песни, и, конечно, не обошлось без импровизаций на популярные темы, в чем композитор, знаток джаза, всегда был мастер. (Здесь стоит напомнить, что Андрей Эшпай учился в Московской консерватории не только как композитор в классе Е.Голубева и А.Хачатуряна, но и как пианист в классе В.Софроницкого и часто выступал исполнителем собственных сочинений). Сидя за роялем, Андрей Яковлевич говорил: «Творчество – вещь таинственная. На пути от замысла до конечного результата художник, как правило, несет большие потери. В каждом из нас живет великое сочинение, которое мы никак не можем написать». И вот еще некоторые полезные для начинающих композиторов рассуждения Андрея Эшпая: «Самое полезное – это слушать с партитурой в руках хорошо известное тебе и любимое произведение. Вдруг начинают высвечиваться какие-то ранее незамеченные детали, ты видишь все «мастеровые» подробности сочинения». «Я убежден, что не нужно бояться подражать мастерам. Если, подражая, вы останетесь самим собой - вам есть что сказать».

Об Андрее Эшпае в свое время замечательно написал Альфред Шнитке: «Независимо от того, сколько прожил композитор, у его музыки есть свой возраст. Музыку Баха, Брамса, Шенберга и Веберна нельзя назвать молодой. Словно они сразу родились зрелыми и мудрыми. Однако музыка Моцарта, Шуберта и Прокофьева остается вечно молодой. Этим счастливым свойством наделена и музыка Андрея Эшпая. Она отличается все той же свежестью и непосредственностью, она молода, как молод сердцем ее автор».

А еще: у Андрея Эшпая говорящая фамилия. В переводе с языка мари - родного для композитора народа - она означает «хороший друг»!

Поделиться:

Наверх