Санкт-Петербургская филармония впервые присоединилась к международной культурной акции «Ночь в музее», которая совпала с Международным днем музеев 18 мая. Дебютант проекта филармония собрала под своими сводами около 10 000 посетителей, войдя в тройку лидеров городского проекта.
Приходилось ли вам слышать о том, что искусство умирает, молодежь не интересуется классической музыкой, а аудитория концертных залов стремительно стареет? Ошеломляющее доказательство того, что все это, мягко говоря, не совсем так, было приведено в ночь с 18 на 19 мая в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, где в течение 12 часов, с шести вечера до шести утра, при переполненном зале шли концерты в режиме нон-стоп.
В Петербурге акция, в отличие от городов Европы не бесплатна; участнику «Ночи музеев» нужно было заплатить 350 рублей за единый билет, дававший право прохода в течение этой необычной ночи в множество музеев. Интерес к акции в городе неуклонно растет; рассчитанная на молодую аудиторию «Ночь музеев» собрала сотни тысяч своих поклонников в группах и на страницах социальных сетей. Люди изучали программы, выбирали места, составляли маршруты. Для многих из них непременной точкой такого маршрута стал Большой зал филармонии.
Вечер начался «музыкой на вход». «Авангард-квартет», состоящий из молодых артистов Академического симфонического оркестра филармонии, встретил первых посетителей в Бетховенском фойе произведениями Моцарта, И.Штрауса, Гершвина и Пьяццоллы. В 19.00 начался плановый филармонический концерт, представивший внука С.С. Прокофьева Габриэля в программе «Три поколения семьи Прокофьевых».
В 22.00 прозвучала программа «Ночная музыка» из сочинений Моцарта и Вивальди, в 23.00 – «Сказки на ночь»: со «Сказками старой бабушки» С. Прокофьева, «Сказочными картинами» Шумана и другими произведениями. Один за другим, сменяя друг друга, на сцену выходили артисты обоих филармонических оркестров.
Магнетизм весенней ночи достиг своего апогея, когда часы пробили двенадцать, и на сцену вышел пианист Петр Лаул. В часовой программе он представил «Лунную» сонату Бетховена, «Лунный свет» Дебюсси, «Сновидения» из «Фантастических пьес» Шумана и т.п. Желающих послушать Петра Лаула оказалось очень много – зал был переполнен, люди сидели на ступенях, на подоконниках, прямо на полу.
Среди слушателей «филармонической ночи» подавляющее большинство составляла молодежь, которая вела себя в соответствии с традициями легендарной ленинградской публики. Вопреки опасениям администрации филармонии не было ни единого нарушения порядка, принятого на концертах: сотовые телефоны молчали, в зал входили и выходили только между программами.
В эту ночь все было необычно и впервые. Музыканты со сцены рассказывали об исполняемых сочинениях и их авторах, делились своими мыслями о музыке. В фойе БЗФ звучал краткий текст аудиоэкскурсии, знакомящий посетителей с историей филармонии. Всю ночь работал буфет.
В час ночи в исполнении артистов ЗКР прозвучала «История солдата», Стравинского, в два — музыка ХХ века: сочинения Крама, Радвиловича и Шенберга. С трех часов шли программы популярной классики «Музыка на бис», и закончилась эта волшебная ночь органными импровизациями Тимура Халиуллина. В пять часов утра в полном зале (!) молодой органист исполнял Вьерна, Босси, Лемменса и Видора.
Для тех, кому сложно поверить в то, что все это и вправду было, есть фотографии. Я уверена, что они войдут в летопись филармонии наравне с дошедшими до нас кадрами премьер сочинений Шостаковича.
Осмысляя большой и в какой-то степени неожиданный успех этой акции, маркетологи, возможно, сделают выводы об изменении пользовательского поведения, об огромном потенциале развития отрасли, приращении новой аудитории, который демонстрируют подобные события. А для всех, кто был в эту ночь в Большом зале филармонии, ясно, как день: классическая музыка сегодня актуальна, потребность в ней велика, в том числе и в среде молодежи, и эта потребность должна быть удовлетворена адекватными средствами.
Еще несколько лет тому назад немыслимо было представить, что во время концерта можно сделать фотографию и послать ее на страницы социальных сетей, – множество таких фотографий участвовало в конкурсе «Ночи музеев». На них запечатлены незабываемые мгновения единения с музыкой тысяч людей. А вот и некоторые высказывания наших слушателей:
«Этот концерт в филармонии – самое лучшее впечатление «Ночи музеев».
«Не могла отказать себе в удовольствии быть в полночь в БЗФ. Это замечательно!!! Почаще бы!!!»
Поделиться: