В Москве все прочнее обосновывается осенний Большой фестиваль Российского национального оркестра. Его программы свежи; в нем гарантировано участие самого Михаила Плетнева. Человек одновременно и угрюмый, и остроумный, прошлый сезон он блестяще открыл оперой Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», потешив и публику, далекую от музыки. Но более всего запомнилось его исполнение Концерта Скрябина – вечер получился исторический. На фестивале всегда есть легкий кроссовер: в 2015 году (VII) его обеспечила скрипачка Виктория Муллова с программой «Страдивари в Рио».
«Московская осень» исправно выполняет свою главную задачу: сыграть (хоть раз) и записать лучшие новинки наших композиторов, в числе которых В. Рябов, Б. Франкштейн, В. Кикта, К. Волков, А. Чайковский, П. Карманов, И. Юсупова, Д. Курляндский, В. Горлинский, В. Раннев, А. Маноцков, В. Мартынов, Е. Подгайц, И. Соколов, Д. Екимовский. На 37-й «МО» прошло более двухсот премьер в живом исполнении! Прецедентов в мире нет.
35-е «Декабрьские вечера» в ГМИИ им. Пушкина построили свою программу на «вечных темах искусства». В прежние времена темы выбирались конкретные: «Век Моцарта», «Образы Англии», «Мир Пастернака», и под них готовились концерты. Жаль, традиция истончилась, хотя в музыкальном смысле фестиваль держит марку.
Традиционный январский Крещенский фестиваль в «Новой опере» в этот раз избрал тему «двойников»: звучали оперы разных композиторов на один и тот же сюжет: «Ромео и Джульетта» – «Капулетти и Монтекки», «Саломея» – «Иродиада», «Алеко» – «Цыганы».
Досадно, когда мощные, цельные музыкальные праздники размываются, «размазываются». Как, например, Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, который долго радовал нас творческой экспансией, крупными зарубежными солистами, колоритными программами, хоть и составленными часто «из подбора». XV Пасхальный этой весной проехался по 20 городам России; оркестр Мариинки давал иногда по два-три концерта в день. Вот уж и спецпоезд мчится по российским весям: 8 вагонов для музыкантов, штабной вагон, вагон для журналистов (!), 2 вагона-ресторана, вагон-душ и багажный для инструментов… Какой размах! Только фестиваль уже не «Московский», как стоит в названии.
С волшебным растворением в воздухе фестиваля «Оркестры мира» рекорд по статусности – в первую очередь по количеству приглашенных классных оркестров – бьет Международный фестиваль Мстислава Ростроповича. Зубин Мета дирижировал концертной «Аидой» с международным составом участников, включая оркестр и хор фестиваля «Флорентийский музыкальный май». Владимир Юровский привез Лондонский филармонический – играли Элгара и Цемлинского. Завершал VII фестиваль Оркестр Радио Франс во главе с Мюнг-Вун Чунгом. А единственный сольный вечер был отдан французскому пианисту Люке Дебаргу.
Второй раз проходит рассредоточенный во времени фестиваль Минкультуры «Музыка Земли». Его цель – синтез академической и этнической музыки – ходульна, отдает «скрепами» и начетничеством. Остается уповать на вкус его патрона – пианиста Бориса Березовского. Второй плюс – фестиваль заказывает композиторам сочинения для народных инструментов.
В рамках другого не отслеживаемого во времени фестиваля «Черешневый лес» в КЗЧ сыграло трио Муттер – Бронфман – Харрелл: на такие драгоценные подарки способны только меценаты высокого класса.
ОРКЕСТРЫ. ПОДВИГИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА
Два самых видных наших оркестра – Российский национальный и Государственный оркестр – раздвигают наши горизонты. РНО по воле своего руководителя Михаила Плетнева открыл отечественному слушателю творчество поляка Мечислава Карловича. Не менее познавательным было исполнение оратории Шумана «Рай и пери».
Возглавляющий ГАСО Владимир Юровский открывал прошлый сезон изумительно составленной программой памяти Светланова: Барток, Тарнопольский, Рахманинов (и Лигети на бис). В концертах ГАСО прозвучала Пятая симфония Бетховена в оркестровке Малера. А завершался сезон трехдневным аншлаговым фестивалем: музыка Шостаковича к утраченному спектаклю «Гамлет» 1932 года с попыткой воссоздать его черты; показ немого филь ма «Новый Вавилон» под живую партитуру Шостаковича; мировая театрализованная премьера оперы С. Слонимского «Король Лир». Эти ошеломительные по содержательности программы, столь близкие по духу все еще не вымершей московской интеллигенции, транслировались филармонией в интернете.
БСО им. Чайковского дал немало качественных концертов (других не бывает), среди которых – исполнение восстановленной оперы Чайковского «Ундина».
В начале июля столицу посетил оркестр MusicAeterna из Перми. Под управлением его основателя Теодора Курентзиса звучала Шестая симфония Малера. Мнения об интерпретации и дирижерской манере маэстро, как обычно, резко разошлись, что ничуть не умаляет значимости события.
КОМПОЗИТОРЫ. ЯРОСТНЫЕ И КРОТКИЕ
В минувшем сезоне прозвучало немало музыки XX–XXI веков, условно обозначаемой как «современная». Играть ее – дело почти всегда рискованное, ведь программы составляются в первую очередь в угоду публике.
В просветительстве, как уже писалось, отличается Владимир Юровский: так, и в программу посетившего нас Лондонского филармонического оркестра он включил не только Скрипичный концерт Э.Элгара, но и «Русалочку» А. фон Цемлинского.
100-летие редко теперь играемого Георгия Свиридова отметил его безупречный интерпретатор Владимир Федосеев популярной программой БСО («Время, вперед!», «Маленький триптих», «Метель»), которая по праву транслировалась из филармонии на множество городов.
Дождался своего часа Леош Яначек: его «Лисичку-плутовку» поставили одновременно два театра – Камерный им. Покровского и Детский им. Сац.
Продолжает осваивать неведомое Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко: на его Малой сцене впервые в России с успехом исполнялись оперы «Кроткая» Джона Тавенера, «Сказание об Орфее» Альфредо Казеллы и «Ариадна» Богуслава Мартину.
«Геликон-опера» показала мировую премьеру оперы Алексея Сергунина «Доктор Гааз» на либретто Людмилы Улицкой.
Московская филармония вновь провела цикл вечеров «Персона – композитор», где музыка чередуется с комментариями авторов, рисующих современное состояние мирового сочинительского цеха. Состоялись встречи с Мерабом Гагнидзе, Юрием Каспаровым и Сергеем Жуковым.
Юрий Башмет и оба его оркестра – «Новая Россия» и «Солисты Москвы» – эффектно отметили в Большом зале консерватории юбилей композитора Игоря Райхельсона (США) с участием автора.
Как всегда, героически отработала свой 23-й сезон консерваторская «Студия новой музыки» под руководством Владимира Тарнопольского. В концертах звучали Дж. Тавенер, С. Райх, С.Барбер, Г.Кляйн, П. Аблингер, М. Кагель, Ж. Апергис, новинки не только наших маститых, но и молодых авторов А.Наджарова, Н.Попова, А.Хубеева – и это далеко не половина имен. Состоялся проект «Современные композиторы Санкт-Петербурга».
Запомнилось подвижническое исполнение пианистом Юрием Фавориным 2,5-часовой (!) пьесы «Селена» Алексея Сысоева. Площадку для рискованного эксперимента предоставил Театр Камбуровой, который не следует игнорировать любителям академической музыки.
Наиболее сильное впечатление из новинок произвело сочинение «Песня Лукерьи» Александра Вустина, написанное по заказу ГАСО, – отзвук фольклорной экспедиции сорокалетней давности на Пинегу, вставленный в оправу Рождественской оратории Баха.
Дважды в Москве побывал Кшиштоф Пендерецкий, а исполнение его «Страстей по Луке» в июне в «Новой опере» можно отнести к самым потрясающим событиям сезона.
ПИАНИСТЫ. ДОБЛЕСТНЫЕ ОДИНОЧКИ
Люка Дебарг, участник XV Конкурса им. Чайковского (IV премия), неожиданно привнес в нашу жизнь новую краску. По популярности у публики – он номер один, до истерик. За сезон приезжал несколько раз. Впечатлил Сонатой си минор Листа, благоухающей давно забытой первозданностью. А очередной доблестью стало выступление пианиста в БЗК с Большим симфоническом оркестром под управлением Владимира Федосеева. Второй концерт Бетховена обернулся тихим торжеством Дебарга над привычными схемами.
Из титанов Москву посетил сэр Андраш Шифф. Великий пианист играл в Зале Чайковского программу для серьезных гурманов: последние сонаты Гайдна, Моцарта, Бетховена и Шуберта.
Гигант номер два – норвежец Лейф Ове Андснес, музыкант благородной манеры и в то же время крайне индивидуального видения. В век стандартов мы нуждаемся в этом как никогда.
Мертвой хваткой все в том же КЗЧ сразила китайская суперзвезда Юджа Ванг, лихо исполнившая с филармоническим оркестром Второй концерт Чайковского – не без проблесков подлинной музыкальности.
Отдельного внимания достойны три сольных концерта музыкантов, причастных к последнему Конкурсу Чайковского: Дмитрия Маслеева (I премия), Андрея Гугнина (не прошел на II тур) – оба в МЗК – и Юрия Фаворина (не прошел отборочное прослушивание). Последнему был отдан Большой зал консерватории, и он, как обычно, удивил небанальным, почти «авторски» поданным Листом.
Андрей Гугнин (со свежим Шопеном, с эффектным финалом Седьмой сонаты Прокофьева) продемонстрировал мировой уровень – не удивительно, что этим летом, имея уже немало наград, он победил на сложном конкурсе в Сиднее.
Не в пример им бледно выглядел Дмитрий Маслеев, чья отлаженная прямолинейная игра, видимо, и привлекла вдохновителей Конкурса Чайковского, взыскующих прежде всего конвейерной стабильности.
Открывшаяся наконец «Геликон-опера» на Б.Никитской становится мультижанровым центром – в зале «Стравинский» выступил Андрей Коробейников, и начинание продолжится: на двух сценах «Геликона» – «стейнвеи», а скоро появится еще и «фациоли».
КОНКУРСЫ. НЕПРИСУЖДЕННЫЕ ПРЕМИИ
Восьмой раз прошел в Москве трудоемкий Международный конкурс молодых артистов «ОпереттаLand» (инициатор – рыцарь жанра Герард Васильев). Однако Гран-при вновь не был присужден.
В начале мая дебютировал I Международный конкурс молодых пианистов под эгидой Дениса Мацуева, на котором музыканты 11–15 лет в финале играли с Госоркестром. Поразила физическая стойкость детей и железные нервы дирижера Александра Сладковского. Чтобы никого не травмировать, премий тут не предполагалось.
Зато на VI Международном конкурсе оперных артистов Галины Вишневской певицам их просто решили не присуждать! На первом туре казалось, что среди 45 участников немало претендентов в лидеры. Но к третьему все закончилось печально. Теноры, пусть и с полетными голосами, на театральной сцене не сгодятся ни в Герцоги, ни в Ленские, ни в Германы. А женщины остались вообще ни с чем. Что ж, жюри конкурса, высоко задирая планку, рискует еще долго не найти певицы, равной по дарованию его великой основательнице.
*Обзор основан исключительно на личных впечатлениях и предпочтениях автора
на основе более чем ста концертов в сезоне 2015/2016 гг. На рисунке – Кшиштоф Пендерецкий
Поделиться: