Аксиома: в атмосфере дружелюбия и взаимоуважения работается лучше и плоды трудов «вкуснее». Именно такой душевный климат установился в ДМШ № 2 с приходом директора Олеси Владимировны Махно. И здесь даже те, кого «попросили» из других школ, встают на ноги и с успехом заканчивают курс музыкальной науки, а число тех, кто активно проявляет себя в самых разных конкурсах и фестивалях, растет год от года. И это не просто единичные достижения, а все более различимая «цепная реакция», когда новые и новые ученики подхватывают эстафету удач у ярких предшественников.
КОНЦЕРТ – ТАК СОЛЬНЫЙ!
Рециталы и для профессиональных музыкантов – неординарное событие, к которому готовятся не месяц и не два. Редким школам удается найти в своих рядах учеников, способных взять столь серьезную высоту. В реутовской ДМШ № 2 – нашли. И, как отмечают педагоги, позитивная цепная реакция в отношении таких концертов пошла, и ее уже вряд ли остановишь.
Несколько лет назад старшеклассница Ксения Максимова готовилась к поступлению в Гнесинский колледж (где сейчас успешно учится на втором курсе). Подготовив большую сложную программу, пианистка представила ее публике на школьном концерте. На почти часовое выступление своей сверстницы и старшей подруги собралось множество «коллег» по школе, каждый из которых не просто слушал, а «примерял рубашку артиста на себя». После знаменательного вечера самые уверенные в себе изъявили желание повторить опыт Ксении.
И в нынешнем учебном году сольные концерты дали обучающиеся сразу по двум специальностям – Стефания Руданец, домристка, лауреат нескольких конкурсов, на высоком уровне освоившая второй инструмент – фортепиано, и Татьяна Роганова, одна из сильнейших виолончелисток-школьниц Московской области, тоже достигшая немалых успехов на фортепианном поприще. В соответствии с этим выстроилась и структура концертов: две специальности – два отделения.
Вдохновленная примером Татьяны Рогановой, только за минувший учебный год одержавшей победу в семи (!) музыкальных состязаниях, новые высоты покоряет еще одна виолончелистка, Ксения Нечаева. Под стать Ксении – ее сестра Ольга, недавно блеснувшая на Московском областном конкурсе «Секреты фортепианного мастерства». Поэтому в школе вынашиваются планы двойных сольных концертов: в одном из них выступят сестры Нечаевы, в другом – виолончелистки Роганова и Нечаева, уверенно чувствующие себя как в роли солисток, так и в ансамбле (за их плечами немалый опыт игры друг с другом на конкурсных состязаниях).
Кто на очереди? Этот вопрос здесь не решают формально: мало захотеть – надо иметь право. Сольный концерт на четверку сыграть нельзя, он должен быть событием! Но мечтают о таком опыте многие.
Например, 12-летний аккордеонист Эмин Савзиханов, многократный лауреат конкурсов, которому в этом году преподнес поистине царский подарок председатель Мособлдумы И.Ю. Брынцалов. Уникальный аккордеон был создан для мальчика по спецзаказу на фирме «АККО». Курировал процесс изготовления и помогал в разработке спецификации инструмента лауреат международных конкурсов виртуоз-аккордеонист Никита Власов. Надо ли говорить, что с этим чудо-инструментом для его счастливого обладателя открываются новые горизонты. Но только как ни рисуется ему в этих горизонтах сольный концерт в школе, учителя говорят: не спеши.
УЧА, УЧИСЬ
Яркие личности есть практически на каждом отделении реутовской ДМШ, и это не только ученики, но и их преподаватели. В их числе – Александр Сергеевич Беспалов (преподаватель Э. Савзиханова).
Его главное детище – синтез-студия «Пятая четверть» – появилось на свет свыше 20 лет назад, когда синтезатор был еще редким гостем в учебной программе. В названии студии заключена игра смыслов. Сначала угадывается музыкальный смысл – ассоциация с необычным, не вписывающимся в классические рамки размером 5/4. Потом смысл более привычный: пятая четверть как факультативное дополнение к четвертям учебного года, время для внеклассного музицирования. Можно было бы предположить, что мало кто из детей, и так загруженных основной программой, решится устроить себе «пятую четверть», взявшись за освоение еще одного, весьма специфического инструмента. Однако картина такова: желающих заниматься гораздо больше, чем может взять к себе в класс Александр Сергеевич, параллельно преподающий игру на аккордеоне и ведущий работу в качестве заместителя директора школы.
В классах А.С. Беспалова немало своих героев. Десять человек из синтез-студии за этот учебный год принесли школе 17 лауреатских дипломов. Один из них особенно почетный: выпускница Надежда Востокова, пройдя сквозь горнила конкурентной борьбы на XVI Молодежных Дельфийских играх России, получила в номинации «Электронный клавишный инструмент» золотую медаль и главный приз – суперсовременный синтезатор. Это первая победа ДМШ № 2 в столь престижном и нешуточном по сложности российском соревновании.
Но и учителей кто-то когда-то учил. Александр Сергеевич произнес добрые слова о коллеге по ДМШ № 2 Серафиме Александровне Ульяновой: «Уникальный преподаватель. Это она взяла надо мной шефство, когда 25-летним я пришел в эту школу, и обучила тонкостям педагогической профессии. Ее любимая фраза: "нужно заклясть ученика" – то есть настроить на нужную волну. Увлечь! Если это получилось – он будет работать, если нет – из-под палки нечего не получится. Виолончель – редкая в музыкальных школах специальность, на нее не найдешь учеников. У Серафимы Александровны их всего четверо. Но двое из них – те самые Роганова и Нечаева…»
Вышеупомянутые одаренные учащиеся – лишь часть отличившихся, ведь кто-то составляет силу оркестра аккордеонистов, кто-то выступает в составе фольклорного ансамбля «Денница», тоже не раз выигрывавшего конкурсы. Ежегодно приходят новые дети, и чем более насыщена школьная атмосфера творческими достижениями, тем быстрее «новобранцы» включаются в этот увлекательный процесс.
И вот уже второклассник Михаил Штуко становится дипломантом Всероссийского конкурса «Концерт для фортепиано с оркестром» в Дубне (оказавшись самым юным участником). Что связывает его с Ксенией Максимовой, положившей начало сольной концертной практике в стенах ДМШ № 2?
Их учитель – Олеся Владимировна Махно, человек, который умеет «зажечь» и научить трудиться. И сколько еще в этой школе таких преподавателей – мудрых, терпеливых, талантливых, воспитывающих личностей, готовых к большим победам!
Поделиться: