Top.Mail.Ru
АРХИВ
11.02.2015
КОНЦЕРТ ИЛИ МАСТЕР-КЛАСС?
70-летний юбилей праздновал 17 декабря Вячеслав Ганелин – один из немногих в полном смысле слова композиторов нового джаза и новой импровизационной музыки. В свое время он даже был членом Союза композиторов СССР, что для новоджазового музыканта – исключительный случай. Хотя его творчество не обошлось без академических влияний, и это достаточно очевидно.

Родившись в Подмосковье, в семилетнем возрасте Вячеслав с родителями переехал в Вильнюс. В 1968 году окончил консерваторию, а в 1971-м вместе с барабанщиком Владимиром Тарасовым и саксофонистом Владимиром Чекасиным организовал трио, сделавшее знаменитыми всех его участников. Причем не только в России, но и в Европе, что для того времени было совершенно невероятно. С легкой руки крупнейшего исследователя джаза Ефима Барбана трио стали называть по первым буквам фамилий музыкантов – ГТЧ, хотя изначально это было Трио Ганелина. И, надо сказать, все-таки первоначальное название было более точным: за композицию в ансамбле отвечал именно Вячеслав Ганелин, а не Тарасов и не Чекасин. ГТЧ выступали почти на всех отечественных фестивалях, появляясь всякий раз с новыми программами («Ad Libitum», «Ex Libris», «Con Anima», «Poco а Poco», «Concerto Grosso», «Альбом для юношества», «Каталог» и др.). Во второй половине 1980-х трио распалось, оставив ярчайший след в отечественном, да и в мировом джазе, и сегодня заслуженно получает эпитет «легендарное». В 1987 году Вячеслав Ганелин переехал в Израиль, сейчас он много преподает в Иерусалиме и Тель-Авиве, член Союза композиторов Израиля. Активно концертирует (в том числе с Ganelin Trio Priority), участвует в джазовых фестивалях, а также сам является руководителем иерусалимского фестиваля «Джаз Глобус». Что касается его Trio Priority, то по составу оно копирует ГТЧ: фортепиано (сам Ганелин), ударные (Клаус Кугель) и саксофон (Пятрас Вишняускас). Но если ГТЧ было объединением трех совершенно разных индивидуальностей и, как следствие, в каждом проекте чувствовались творческое напряжение, динамика, то Trio Priority – более спокойный вариант того же инструментального состава, где музыканты полностью разделяют музыкальные взгляды друг друга.

В преддверии юбилея Вячеслав Ганелин приезжал в Москву и играл в дуэте с литовским барабанщиком Аркадием Готесманом в Еврейском культурном центре на Никитской. Концерт прошел в рамках проекта Михаила Митропольского «Джазовая гостиная: импровизация нового века».

Выступления пианиста-композитора Ганелина последних лет многосоставны: это и ординарное, и нетрадиционное звучание рояля, и дополнительные инструменты. На московском концерте на пюпитре лежал расширяющий тембровые возможности рояля синтезатор. Нередко это и многосоставность стиля, разнородные стилистические элементы, впрочем, переплавляющиеся в единый звуковой поток.

Партнер Вячеслава Ганелина по ансамблю Аркадий Готесман – очень тактичный, чтобы не сказать – тихий барабанщик, предпочитающий оставаться в тени. Во всяком случае, в дуэте с Ганелиным. Иногда тарелки звучали вообще на грани слышимости. Громкая динамика ударной установки – скорее, исключение из правила.

Концерты из цикла Митропольского – это даже не просто концерты, это одновременно и творческие встречи. Обычно после музыкальной части можно задать вопросы участникам, обсудить услышанное. Но Вячеслав Ганелин пошел дальше: он устроил своего рода мастер-класс для публики. Импровизируя, рассказывал о своей композиторской кухне, что, как и почему. Может быть, кому-то из присутствующих в зале это было полезно… Во всяком случае, студентам Московского колледжа импровизационной музыки, где за день до концерта маэстро провел полномасштабный мастер-класс.

Слушая Ганелина сегодняшнего, подумалось, что сейчас для него практически не имеет значения качество материала, с которым он работает. Он утверждает, что может выстроить композицию из всего, даже из случайной интонации, даже из ошибки. Его материалом часто является довольно нейтральная сонористика, а темы – неважно, в духе нового джаза или новой импровизации – не изобилуют интонационной яркостью. Главное – в их развитии, в построении драматургии и формы целого. Такое впечатление, что Ганелин давно уяснил для себя все универсальные принципы и законы композиции и не станет их нарушать ни под каким предлогом. И в этом его консерватизм, хотя изначально его музыкальный язык и мышление таковыми не были. Просто с возрастом многие начинают ощущать себя классиками, и система выразительных средств стабилизируется, дальше практически не развиваясь. А как бы хотелось услышать принципиально нового Вячеслава Ганелина! 

Поделиться:

Наверх