Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.10.2009
ТЕРАПИЯ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ

Современный человек постоянно подвергается психологическим и физиологическим перегрузкам. Как следствие - все больше детей появляется на свет с врожденными психическими нарушениями и заболеваниями нервной системы. Обостряется проблема детской тревожности и неврозов. Поэтому в современной медицине, в том числе в музыкальной терапии и психотерапии, все большую актуальность приобретают методы активизации творческих резервов ребенка, сохранение и поддержание его творческого здоровья. В этой связи стоит обратить особое внимание на музыкально-терапевтический потенциал элементарного музицирования и индивидуальной импровизационной деятельности.

Существуют, как известно, две формы импровизационной деятельности – индивидуальная и ансамблевая. И у каждой есть свой специфический терапевтический резерв.

Индивидуальная импровизационная деятельность в музыкальном воспитании направлена, во-первых, на достижение музыкально-педагогического результата в виде развивающего эффекта. Посредством этой деятельности малыш знакомится со звуками разного качества и характера, происходит расширение его слухового горизонта и, соответственно, расширяется его восприятие окружающей звуковой среды, что в дальнейшем содействует совершенствованию адаптационных качеств. Во-вторых, индивидуальная импровизационная деятельность весьма значима в области музыкально-терапевтической диагностики состояния ребенка. Здесь особенно важно, что в индивидуальной импровизации нет четко заданных правил, требующих обязательного выполнения (как в процессе реализации нотной записи). В свободных, не скованных никакими рамками и границами импровизациях дети опосредованно выражают все свои чувства, равно страхи и переживания, что может помочь музыкальному терапевту определить причину существующих психических отклонений и разработать индивидуальную методику лечения.

Огромные музыкально-терапевтические резервы содержатся также в деятельности «элементарного музицирования», основанной на коллективной импровизации. Элементарное, то есть состоящее из элементов, музицирование – система детского музыкального воспитания, явившаяся синтезом музыкально-педагогических систем многих выдающихся педагогов, среди которых Золтан Кодаи, Бела Барток, Карл Орф, Пьер ван Хауве и другие. Система элементарного музицирования базируется на ансамблевой импровизационной деятельности и игре на простейших ударных и шумовых инструментах. Данный метод активной музыкальной терапии наиболее значим для детей, поскольку такой вид музицирования доступен ребенку с самого раннего (двухлетнего) возраста и не требует специальной подготовки. Инструментарий для элементарного музицирования может быть очень разнообразным: маракасы, тамбурины, бубны, барабаны, трещотки, кастаньеты, колокольчики, треугольники, цимбалы, ложки и другие, в соответствии с выбором музыкального терапевта. Как показывает практика работы с детьми разных возрастов, элементарное музицирование может найти применение в детских садах и школах, в клиниках и реабилитационных центрах и многих других воспитательных, образовательных и оздоровительных учреждениях. Более того, элементарным музицированием с удовольствием занимаются подростки и даже взрослые, что позволяет использовать эту деятельность в семье в целях коррекции внутрисемейных отношений, осуществляя принцип межпоколенных связей, а это необычайно значимо для ранней социализации ребенка.

Занимаясь музицированием в группе сверстников или с членами своей семьи, ребенок чувствует вовлеченность в некое общее дело – в процесс ансамблевой импровизации, поэтому именно элементарное музицирование прежде всего способствует развитию коммуникативных качеств ребенка, его музыкального и общего интеллекта, а также появлению у него уверенности в себе и в собственных способностях, обогащению его эмоционального опыта позитивными переживаниями, что, по результатам исследований многих ученых, помогает преодолению устойчивых состояний тревожности.

Конечно, в коллективной импровизационной деятельности, в отличие от индивидуальной, предусмотрены неукоснительные нормы, в некотором смысле ограничивающие творческую свободу малыша (одновременное начало и конец деятельности, поддержание ритмического единства, следование динамическим оттенкам в создании единого образа). Однако только во время наблюдения за ребенком, вовлеченным в процесс ансамблевой импровизации, музыкальный терапевт и может проанализировать особенности поведения малыша в коллективе, определить причины возникновения проблем в его взаимоотношениях с семьей, сверстниками, окружающим миром.

В ходе практических занятий, проведенных в подготовительной группе (с детьми от двух до пяти-шести лет) детской музыкально-хоровой студии «Радуга» города Реутова Московской области, были выявлены благотворные влияния элементарного музицирования на организм ребенка, в особенности на детскую психику: интенсификация интеллектуальной и творческой сфер малыша в процессе формирования его коммуникативных навыков; укрепление у него уверенности в себе, снижение уровня тревожности, формирование более открытого и позитивного отношения к окружающему миру, повышение фона настроения; общее оздоравливающее воздействие. Кроме того, элементарное музицирование целесообразно активизирует малыша и способствует развитию у него таких психических качеств, как воля, внимание, воображение, творческое мышление. Следствие подобной деятельности – формирование гармоничной личности и творческое здоровье ребенка.

Поделиться:

Наверх