Многочисленные победы в фестивалях и конкурсах, неоднократно приносившие школе первое место среди школ искусств Владимирской области… Диплом победителя Общероссийского конкурса «50 лучших детских школ искусств»… Почетные грамоты и стипендии Министерства культуры РФ, департамента культуры Владимирской области, Межрегионального благотворительного фонда «Новые имена»… Премии Президентской программы «Дети России», Общероссийского конкурса «Молодые дарования России»… ДШИ им. Л.И. Ошанина заметна не только во Владимирской области – это явление всероссийского масштаба. Движение вперед не останавливается ни на минуту, и крайне актуальное сегодня понятие «инновации» превращается в образ жизни и состояние души – для каждого из ее воспитанников.
Инновационные структуры и направления имеют в своем образовательном арсенале все отделения, а их в школе пять: музыкального, изобразительного, хореографического, фольклорного искусства и английского языка. В творческий эксперимент вовлекаются учащиеся всех возрастов, даже малыши 4-6 лет в классе раннего эстетического развития: их обучают в рамках семейной программы средствами разных видов искусств с выделением музыки как системообразующего фактора в структуре предмета.
На отделении изобразительного искусства реализуются три направления прикладного творчества: лаковая миниатюра, резьба по белому камню, декоративно-прикладное искусство. Выбор именно этих инновационных проектов обусловлен исторической традицией – в поселке Мстёра Вязниковского района издавна существует центр лаковой миниатюры, архитектура в стиле белокаменного зодчества развивается во Владимирской области (Владимир, Суздаль, Александров, Боголюбово и др.), а художественные промыслы в поселках Палеха и Холуя Ивановской области, сохраняя вековые традиции, обретают новые формы и наполняются современным содержанием.
На волне инновационной деятельности расцветают таланты: международная летняя творческая смена «Новые имена» в Суздале, на которой занятия по пленэру для юных художников проводили преподаватели Суриковской академии, «зажгла звезду» ученика ДШИ г. Вязники Ильи Тутберидзе. По результатам выставки-конкурса работ «Суздаль глазами «Новых имен» Илья получил диплом победителя I cтепени и стипендию фонда «Новые имена». Теперь именно его работами будет оформлен новый путеводитель по древнему Суздалю.
У хореографов – свой инновационный проект, который реализуется с 2011 года: юные танцоры оттачивают мастерство, принимая участие в спектаклях взрослых профессиональных коллективов. В списке совместных постановок – спектакли Московского театра «Корона Русского Балета»: балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Золушка», «Жизель», «Кармен», «Чиполлино», «Дюймовочка» на музыку П. Чайковского, А. Адана, С. Прокофьева, К. Хачатуряна. В последнем спектакле «Дюймовочка», премьера которого состоялась 9 октября 2018 года, участвовали 98 учащихся отделения. Авторские хореографические постановки своими силами в школе также осуществляются и имеют огромный успех – это спектакли «Бременские музыканты», «Золотой ключик», «Приключения Герды», «Волшебный посох».
В рамках эксперимента на отделении фольклорного искусства апробируется опыт создания интегрированной структуры образовательной деятельности на основе соединения музыкальных и театральных форм художественного творчества – практическим результатом инновационного проекта стали многочисленные спектакли, музыкально-сценические композиции и отдельные концертные номера. Псевдофольклорные направления и поверхностная стилизация под народное творчество полностью исключены: в школе крайне щепетильно относятся к подбору классического материала. А народная культура выступает не просто как изучаемый пласт искусства: она используется как мощный воспитательный фактор, средство формирования эстетического сознания.
Общеразвивающее направление представляет отделение английского языка. Здесь выполняется актуальный социальный заказ: современное общество выдвинуло задачу межнационального общения, где очевиден приоритет английского языка во многих сферах диалога культур. В системе работы отделения осуществляется интеграция с культурологическим аспектом деятельности школы. В программу включен региональный компонент: преподавателями отделения составлено и выпущено методическое пособие с текстами и заданиями краеведческого содержания. На итоговой аттестации учащиеся представляют проекты «Вязниковцы – герои Советского Союза», «Нашей школе – 65», делают переводы стихов А.И. Фатьянова (школа является неизменным участником ежегодного Всероссийского Фатьяновского праздника поэзии и песни) и местных авторов.
Инновационный круговорот, в который вовлечены все преподаватели и учащиеся ДШИ г. Вязники, не только создает условия всестороннего развития творческих способностей и личностных качеств детей: вокруг него сосредоточена вся школьная жизнь. Многие мероприятия имеют давнюю историю, например, детский хоровой праздник «Поют звонкие голоса», который проводится с 1979 года, – одно из ярчайших событий культурной жизни Владимирской области. Или интегрированный проект «Идет по свету Рождество», более 10 лет развивающийся на отделении английского языка и объединяющий юных музыкантов, художников, танцоров, фольклористов. Регулярно проводятся отчетные концерты школы, отделов и отделений, выставки изобразительного искусства, выступления образцовых и народных коллективов, тематические вечера, лекции-концерты, абонементные концерты областной филармонии.
Один из недавних проектов – серия концертов вокальной и инструментальной музыки из цикла «Музыкальные вечера Татьяны Сыровой». Очередные не заставят себя ждать – ведь в атмосфере школы буквально «бурлит» инновационный дух. Свет искусства горит в душе каждого юного музыканта, танцора, художника, и все новые творческие лучи постоянно добавляются в «солнечный круг» инноваций.
На снимках: После балета «Золушка»; Илья Тутберидзе; преподаватель Алла Киселева и Александра Сысоева
Поделиться: