АРХИВ
31.12.2017
НАСЛЕДНИКИ И НАСЛЕДСТВО
19–20 декабря в Сургуте прошла XXII Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное многообразие Западной Сибири: человеческий потенциал как ресурс развития общества»

Во имя чего – вот главный вопрос, который витает в воздухе при старте любого начинания. Главный вдохновитель конференции, все 22 года стоящий у ее штурвала, директор Сургутского колледжа русской культуры им. А.С. Знаменского Екатерина Лоншакова отвечает на него так: «В стратегии государственной политики сегодня упущены из виду многие принципиальные позиции, провозглашенные в государственной культурной политике, а потому ясности в том, как нужно выстраивать приоритеты, нет. На своем, региональном уровне мы пытаемся в этом разобраться, надеясь, что наши идеи и наработки вызовут соответствующий резонанс».

Обсуждение актуальных вопросов и горячих проблем современности привлекло самый широкий круг заинтересованных лиц (только с докладами на пленарном заседании и в рамках четырех круглых столов выступили более 50 специалистов разных сфер образования и культуры, представители бизнеса и общественных движений). Говорили о воспитании, патриотизме, человеческом потенциале, сохранении культурного наследия, но в каждом из выступлений за этими словами, несколько «стершимися» от частого употребления, представало пережитое и продуманное, своя история или свой опыт.

КРУГЛЫЙ СТОЛ «МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СФЕРАМИ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ, СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА И ДРУГИХ ИНСТИТУТОВ»

В этом тематическом блоке обсуждались самые разнообразные формы и ракурсы исследовательской и творческой деятельности дошкольников, школьников, студентов – которые и есть тот самый человеческий потенциал.  Но, как заметила ведущий научный сотрудник Российского НИИ культурного и природного наследия, доктор философских наук Татьяна Беспалова, потенциал – это то, что «может произойти, а может и не произойти». Катализатором выступает среда, в которой развивается человек. В России люди по-особому понимают Бога, семью, красоту, грех, власть и хранят это понимание, передавая своим детям и проецируя на ту деятельность, которой занимаются. Но тогда вопрос: почему появляется молодежь, которая не помнит своего прошлого? И как работают механизмы национальной памяти? Где дают сбой?..

Отвечая на эти вопросы, Татьяна Викторовна отметила, что сегодня российское общество находится в очень непростых «отношениях» с прошлым: по-настоящему значимое забывается, а темные страницы истории помнятся. Причина понятна: в 90-е на этом был сделан акцент – и в образовательной сфере, и в культурной. А воспитать патриотов на черных мифах, без настоящих героев невозможно. Но начатая четверть века назад культурная война продолжается. Она самая незаметная, и тем опасна. Люди начинают не ту пищу принимать, не те песни петь, смотреть в кино на Великую Отечественную войну сквозь призму штрафбатов – и в конце концов появляется другой народ. Чтобы этого не произошло, нужно акцентировать внимание не только на материальном наследии, но и на способах его трансляции. Молодое и старшее поколения сегодня зачастую говорят на разных языках, и это мешает передаче важнейших смыслов. Значит, нужно искать общий язык.

КРУГЛЫЙ СТОЛ «РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЕДИНОЙ РОССИЙСКОЙ НАЦИИ»

В ряду организаций, опыт которых был представлен участникам конференции, две заслуживают особого внимания – вышеупомянутый Колледж им. А.С. Знаменского и Общество русской культуры, много лет работающие в тесном взаимодействии.

Второе родилось в самый пик безвременья – в 1990 году. Его целью стала консолидация усилий в деле возрождения русской традиционной культуры. Почему именно русской? Потому что она, по мнению лидера общества Екатерины Владимировны Лоншаковой, больше других пострадала в советское время – с одной стороны, выхолощенная ура-патриотическим пафосом, с другой, «загнанная» в клубные формирования. Но на деле великая русская культура одна и была той скрепой, которая держала все многонациональное сообщество страны. И в этом ракурсе опыт Колледжа русской культуры, сумевшего выстроить особую образовательную модель, которая позволяет органично «вводить» подрастающее поколение в цементирующую единство нации культуру, – уникален.

По инициативе обеих организаций 26 лет назад появилось в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре такое социально значимое явление, как «Славянский ход». Ежегодно проходя по разным маршрутам края, его участники – профессора и преподаватели, школьники и студенты, деятели культуры и священнослужители собирают фольклорный материал, церковную и старожильческую утварь, снимают документальные фильмы. Собранные материалы потом пускают в научный оборот, зачастую претворяя их в идеи и предложения, которые адресуют властным структурам округа.

КРУГЛЫЙ СТОЛ «СЕМЕЙНО-РОДОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»

Краеугольным камнем, на котором строились выступления участников этого блока конференции, стал тезис: семья – это субстанция, призванная создать для ребенка идеальную атмосферу. Нелады в обществе начинаются тогда, когда ребенок теряет доверие к родителям. Переформатировать ситуацию можно, лишь восстановив семейно-родовую идентичность, которая является основой идентичности гражданской.

Интересным опытом работы в этом направлении поделились сотрудники Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа». Оказался кстати и рассказ Валентины Фарносовой, исследователя в области культуры коми-зырян и русского старожильческого населения Западной Сибири. Три года назад она создала в родном поселке Березово общество «Старожилы». «Когда мы собирали этих людей – потомков казаков, купцов, священников, крестьян, – надо было видеть их глаза, – говорила Валентина Васильевна. – В них читалось: наконец-то нами заинтересовались, наконец-то мы можем рассказать и показать то, что у нас сохранилось от предков».

На собраниях члены общества рассказывают о старинных традициях, которые бытовали во времена их бабушек и дедов, и эти рассказы подробно фиксируются. У людей сохранились фотографии начала ХХ века, предметы быта и народного искусства, иконы. Они никогда не отнесут свои семейные реликвии в музей, но общество может их сфотографировать и тоже внести в базу данных. У этой простой истории есть важный смысл: наследование и сохранение культурных ценностей – не последний инструмент формирования семейно-родовой идентичности.

КРУГЛЫЙ СТОЛ «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ОСНОВА ГЕОКУЛЬТУРНОГО БРЕНДА ТЕРРИТОРИИ»

Вологодское кружево, каслинское литье, оренбургский платок… А что может стать культурным символом Ханты-Мансийского региона? Подступаясь к поиску ответа на этот вопрос, участники конференции говорили о стилистических особенностях финно-угорских украшений и ткацких традициях русского населения, о материальной культуре хантов и лесных ненцев, о способах реставрации костюмов 17-18-го столетий, о сказках и бытовых «мелочах», определявших повседневную жизнь народов края. Но о чем бы ни шел разговор, в подтексте читалось: это богатства, которые мы обязаны сохранить. 

Абсолютно в унисон идее этого круглого стола прозвучало выступление Олега Николаева, научного руководителя петербургского музейно-проектного бюро «АртТерра», кандидата филологических наук, ведущего конференции. Подводя ее итоги, он подчеркнул: нет просто материального культурного наследия, оно имеет смысл только тогда, когда насыщено определенными представлениями, смыслами и ценностями. Любой архитектурный памятник – это воплощение духа местности, это то, что организует и воспитывает человека, который в его стенах работает или живет рядом. То же касается костюма, домашней утвари, украшений. Но в этой связи остро встает вопрос о механизмах наследования (именно смыслов и ценностей!), потому что поколение носителей традиций практически ушло.

Один из путей – создание пантеона народных традиций. Люди должны знать, кто в народе был великим гармонистом, великим плотником или сказителем. Потому что в ситуации разрушения и исчезновения традиции она начинает держаться только на личностях. Нужно поддерживать тех, кто чаще всего в одиночку не дает уйти в небытие народному промыслу, ритуалу, песне. И понять, что национальные герои – это не только защитники и строители государства, но и хранители наследия.

***

В рамках конференции представлен уникальный проект «Югра – наш общий дом. Семейный альбом Сургута», состоящий из трех взаимосвязанных частей

Первая и главная – это одноименная книга, в основу которой легли образ и концепт жилья. «Мой дом – моя крепость» – гласит известная пословица, и она полна глубочайшего смысла. Жилище – это средоточие жизни любого народа, результат адаптации к окружающему миру. В его внешнем облике, организации внутреннего пространства отражены культурные и мировоззренческие константы, регулирующие отношения между людьми в рамках семьи, отношения между своими и чужими, гендерное взаимодействие. Но недаром жилище называют и крепостью. Хотя точнее будет сравнение с цитаделью, которая является ядром всякой крепости, имеющей самостоятельную оборону и служившей последним оплотом в случае крайней опасности.

Издание структурно разделено на главы, каждая из которых рассказывает об одной из 22 национальных культурных автономий, проживающих в Сургуте. Но об истории и особенностях традиционных жилищ можно не только прочитать, в книгу включено множество фотографий и встроен QR-код, активировав который, можно увидеть, как то или иное жилище выглядит в реальности.

Другие составляющие проекта – электронный вариант книги «Югра – наш общий дом. Семейный альбом Сургута», размещенный на сайте Колледжа им. А.С. Знаменского» (страница Общества русской культуры), и фильм «Хроники "Соцветия"». Авторы посвятили его 20-летию одноименного фестиваля, ставшего одним из механизмов сближения и диалога культур многонационального Сургута.

Проект представили Екатерина Лоншакова и Анна Кудрявцева, научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН, совместно с которым проект был реализован.  Выступающие обозначили его цель: гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, а также подчеркнули, что начинание поддержано администрацией Сургута и Департаментом общественных и внешних связей ХМАО-Югры.

На фото: Выступление Е. Лоншаковой

Поделиться:

Наверх