Учебно-методический центр по образованию и повышению квалификации специалистов культуры и искусств Липецкой области был создан в 1998 году. Он объединяет функции существовавших ранее Методического кабинета по среднему специальному и начальному музыкальному и художественному образованию и Областных курсов повышения квалификации. При центре работают 12 областных методических объединений. Возглавляет его в течение вот уже 15 лет заслуженный работник культуры РФ В.Н.Немцева.
В сфере внимания центра – 38 школ и 2 средних профессиональных учебных заведения: Липецкий областной колледж искусств им. К.Н.Игумнова и Елецкое государственное училище искусств им. Т.Н.Хренникова. Ежегодно на базе центра повышают квалификацию в среднем 500 слушателей. Это преподаватели и концертмейстеры ДМШ, ДШИ и ДХШ, специалисты учреждений культуры досугового типа, библиотечные работники, а также руководящие и административные работники учреждений культуры и искусства. В числе задач центра и проведение Международного конкурса юных пианистов им. К.Н.Игумнова (конкурс входит в Ассоциацию всероссийских и международных конкурсов), а также Всероссийского конкурса академических хоровых коллективов средних специальных учебных заведений им. Т.Н.Хренникова. Методический центр проводит большую работу по выявлению и поддержке одаренных детей, выявлению и распространению передового педагогического опыта. Сотрудники центра обеспечивают осуществление государственной политики в сфере образования.
При столь значительном объеме работы штат учебно-методического центра – 8 человек. «Нам тяжело, но мы справляемся», - сказала Вера Николаевна Немцева в беседе с нашим корреспондентом.
- Какой вопрос сегодня – самый злободневный для вашего учебно-методического центра?
- Вопросов всегда бывает немало, но один из актуальных – сохранение системы начального эстетического образования.
В настоящее время школы искусств – это действительно школы, они дают образование в традиционном понимании: здесь поурочная система, сочетание индивидуальных занятий с групповыми, контроль знаний в различных формах, большой комплекс специальных предметов. Я, может быть, не против перехода школы в ведомство образования, но только с тем условием, чтобы критерии работы преподавателей были не ниже нынешних, чтобы сохранился объем программ обучения, чтобы учащиеся при желании могли продолжать профессиональное художественное образование. Пока очень много нечеткого в этой ситуации, а надо, чтобы все было предельно понятно прописано в уставах образовательных учреждений. Кроме того, в Липецкой области в большинстве районов существует по одной школе, и получается, что район может лишиться уникального образовательного учреждения. Дело не в том, чтобы «делить детей», а в том, чтобы сохранить систему образования в системе культуры и искусства – от первого до высшего звена. Школа – это же фундамент, так что же будет со следующими «этажами», выросшими на этом фундаменте, если его так сильно пошатнуть? Какого уровня специалисты, педагоги, исполнители придут в культуру, искусство, образование через 15 лет? Наш учебно-методический центр, как и все такие же центры России, занимается улучшением качества работы, выявлением одаренных детей, поддержкой талантливых преподавателей, а теперь всем нам предлагается оставить эти усилия и удовлетвориться тем, что из лучшего будет сделано среднее или худшее. Разве это правильно?
Еще один актуальный в настоящее время вопрос – как школам сохранить свои бюджеты в условиях невозможности взимания родительской платы за обучение в соответствии с изменениями в Типовом положении об образовательных учреждениях дополнительного образования детей.
Или - некоторая особенность прохождения лицензирования в настоящее время. Есть, на мой взгляд, какое-то несоответствие в содержании работы по лицензированию школ искусств (имею в виду и ДМШ, и ДШИ, и ДХШ). В 90-е годы лицензирование школ сферы культуры осуществляли органы культуры, а конкретно – методические кабинеты. Под образовательными программами, направлениями и специальностями мы понимаем обучение на различных инструментах, так как для каждого из них требуются свой инструментарий, своя литература, программы, педагогические кадры. В настоящее время органы образования, проводя лицензирование, в приложении к лицензированию не дифференцируют музыкальные специальности, пишется одно направление – «музыкальное». Результат получается странный: приобрел 5 баянов, а обучать имеешь право и на арфе.
Таким образом, хочу присоединиться к мысли, которая не раз проводилась в публикациях газеты «Играем с начала», о необходимости совершенствовать законодательство в сфере дополнительного образования детей художественной направленности.
- По каким критериям вы оцениваете сегодняшнюю работу школ?
- С одной стороны, это охват детей, просветительская и воспитательная работа, с другой – немаловажна и профессиональная направленность. Из лучших у нас – областная школа искусств, которая сейчас объединена с колледжем: Детская академия искусств при Липецком областном колледже искусств им. К.Н. Игумнова. В г. Ельце интересно работают ДМШ № 1, ДШИ № 3 и № 4. В г. Липецке каждая школа имеет свое лицо, направление деятельности и, конечно, успехи, а их у нас - 12 ДМШ и ДШИ и две ДХШ. Самая крупная школа ДШИ № 1 является и старейшей, ей уже больше 60 лет.
Работу школ можно оценивать и с точки зрения возможности предоставить ребенку разные направления образования в сфере искусства. По этому критерию лучшими можно считать также школы Липецка и Ельца, а особо хочется отметить районные школы: Грязинского, Усманского, Чаплыгинского, Лебедянского, Елецкого, Становлянского, Хлевенского, Долгоруковского районов. Еще один показатель – продолжение профессионального образования. Практически в каждой школе есть выпускники, поступающие в средние специальные заведения, институты культуры, на музыкально-педагогические факультеты и т.д. Показателем качества обучения детей является и их участие в конкурсах. Из липецких школ дети широко участвуют в конкурсах за пределами области, в России и за рубежом. Когда выезжают на конкурс или фестиваль, их поддерживают областные и муниципальные власти, оплачивая вступительные взносы, командировочные расходы. Почти все наши участники всероссийских и международных конкурсов добиваются побед, званий лауреатов или дипломантов.
- Какова реальная помощь администрации Липецкой области, кроме финансирования участия одаренных детей в конкурсах за пределами области?
- У нас с 1994 года (практически сразу после министерских стипендий, учрежденных в начале 90-х годов) существует система областных стипендий для учащихся и студентов школ и училищ системы культуры и искусства. Их учредитель – администрация Липецкой области и областной Совет депутатов. В течение последних 7 лет число стипендий, премий выросло, появились и премии лучшим преподавателям. Назначается 40 ежемесячных стипендий: 30 – школьникам, 10 – студентам ссузов ведомства культуры. Учреждены две премии имени Константина Николаевича Игумнова для лучшего выпускника колледжа (или училища) и две премии имени народного художника Виктора Семеновича Сорокина для выпускников художественных отделений школ искусств. Кроме того, у нас есть стипендии для выпускников школ искусств, продолжающих профессиональное образование в ведущих вузах страны. И есть даже совершенно особая форма поддержки таких выпускников (чем, наверное, далеко не каждый регион может похвастаться) – оплата жилья, которое эти ребята, уже как студенты вузов, снимают в том городе, куда поехали учиться. Как правило, это дети, долгое время бывшие областными или федеральными стипендиатами, успешно представлявшие Липецкую область на всевозможных творческих форумах. Сейчас у нас 5 человек получают такую помощь. Один учится в Пермском хореографическом училище, еще один - в Санкт-Петербургской консерватории и трое в вузах Москвы.
Вслед за областной администрацией учредили стипендии для лучших учащихся музыкальных, художественных школ и школ искусств городские власти Липецка, где выплачивается 25 муниципальных стипендий, а также администрации ряда районов (пусть в сельской школе стипендию получают всего 1-2 ученика, но ведь и школы меньше, чем городские: важен сам факт). Вся эта помощь и поддержка одаренных детей и молодежи (стипендии, премии, субсидии, оплата поездок на конкурсы) оказывается в рамках областной целевой программы «Развитие и сохранение культуры и искусства Липецкой области (2005-2010 годы)».
- Полагаю, что в вашем регионе и школы оснащены лучше, чем во многих других?
- Последние два года мы не получаем средства на приобретение инструментов из федерального бюджета, мы не дотационная область. Обновление инструментария школы производится из средств учредителя, собственных, а также средств на централизованное приобретение оборудования и музыкальных инструментов в учреждениях культуры в соответствии с областной целевой программой. Сравнивать с другими регионами оснащенность липецких школ не могу. Но половина инструментария (и даже более) в наших школах имеют срок службы 20, 25 лет. Здесь для улучшения положения нужны значительные вливания денежных средств. Кроме того, школам, особенно районным, необходима и хорошая аудиотехника, музыкальный материал на современных носителях, обновление библиотечных фондов и т.д.
- Можно представить, как много значат для преподавателей районных школ ваши курсы повышения квалификации. Как часто они у вас проходят, кто их проводит?
- Для преподавателей школ мы проводим курсы, как и
В определенном смысле трудным для нас является вопрос, кто будет вести курсы повышения квалификации. Вот, например, квалификация библиотечных работников. В штате нашего центра нет методиста по специальности библиотекарь, поэтому проводим семинары совместно с Липецкой областной универсальной научной библиотекой. Группы по народному творчеству ведем совместно с Липецким областным Домом народного творчества.
Есть и такая особенность: не менее половины педагогов наших школ имеют высшее образование, у многих - высшая квалификационная категория, так что помимо ведущих преподавателей Липецкой области мы приглашаем их коллег из вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Саратова. Мы дружим со многими консерваториями, привлекаем к работе курсов и музыкантов-исполнителей. Выступают на курсах лучшие артистические и педагогические силы области: преподаватели Липецкого колледжа искусств, артисты Липецкой филармонии, Липецкого камерного хора, государственного ансамбля танца «Казаки России» и других профессиональных коллективов.
Работа курсов повышения квалификации у нас постоянно обновляется. В прошлом году мы впервые обучали группу концертмейстеров, чего прежде не было, хотя эта категория специалистов так же, как любые другие, нуждаются в повышении квалификации, им тоже нужен рост. Мы сотрудничаем с Воронежской академией искусств, и документы о прохождении повышения квалификации наши концертмейстеры после сдачи зачета получили от академии. Специалисты академии приезжали со своими студентами и иллюстраторами: концертмейстер в классе сольного пения, духовых инструментов и других специализаций. Работа курсов была полезна для всех.
Среди последних событий – курсы директоров, которые мы начали в июне и продолжим в предстоящем учебном году. Проводим уже во второй раз и очень благодарны за участие в их работе консультанту Федерального агентства по культуре и кинематографии И.М. Багаевой.
- Курсы повышения квалификации, как правило, приводят к методической активности педагогов. Есть у вас создатели авторских методик, которые затем распространяются в школах области?
- Мы ежегодно проводим
Лучшие педагоги нашей области участвовали в российских смотрах методических работ, на которых получали награды. В каждом смотре от Липецкой области есть преподаватели, вошедшие в число победителей. Выступление на областных секциях (в отличие от внутришкольных) для каждого преподавателя – дело добровольное, потому что не каждому это дано. Но всегда были педагоги, которым есть чем поделиться из своего опыта. На областных педагогических чтениях в год бывает от 12 до 20 выступлений: из 1100 преподавателей это, я считаю, реальное число людей, которые могут сказать что-то действительно новое, полезное в методическом отношении. Положительная оценка методической работы на областном или всероссийском уровне, конечно, учитывается при общей оценке работы и преподавателя, и школы.
А курсы повышения, вы правы, способствуют методической активности, потому что обновляют знания, потому что педагоги получают творческий импульс. Ведь мы подчас даем им возможность общаться с настоящими педагогическими звездами, мастерами высочайшего уровня. Ттак, в группе специального фортепиано выступали народный артист России, профессор Московской консерватории Н.Л. Штаркман, заслуженная артистка Армении, профессор РАМ им. Гнесиных М.С. Гамбарян; в группе преподавателей хорового и сольного пения – народный артист СССР, композитор, академик, президент Федерации детских и юношеских хоров России, художественный руководитель хоровой студии «Пионерия» Г.А. Струве, заслуженный деятель искусств России, композитор, профессор Московской консерватории В.Ю. Калистратов. С группой преподавателей народных инструментов работали народный артист России, композитор, профессор РАМ им. Гнесиных В.А. Семенов, заслуженный деятель искусств России, композитор, преподаватель Орловского музыкального училища Е.П. Дербенко, заслуженный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных В.Б. Болдырев, доцент РАМ им. Гнесиных, лауреат Международных конкурсов А.А.Горбачев, перед преподавателями Липецкой области выступила доктор искусствоведения, профессор РАМ им. Гнесиных, искусствовед Д.К.Кирнарская и многие другие.
- Каковы планы учебно-
- Прежде всего – подготовка к очередному Международному конкурсу юных пианистов им. К.Н. Игумнова: он пройдет в 2008 году, когда будет отмечаться 135 лет со дня рождения этого выдающегося музыканта. В наши намерения входит развивать конкурс именно как международный. Это очень большая работа.
Сохранение и развитие системы начального эстетического образования – это многогранная задача, и продолжение обучения группы руководителей школы сейчас очень своевременно. Состоится обучение других групп специалистов согласно плану, будем вести работу по выполнению целевой программы Липецкой области по поддержке юных дарований, надеемся, что наши талантливые ребята станут участниками федеральной программы «Молодые дарования – 2007». Продолжим работу по пополнению и обновлению методического фонда, в том числе и методическими работами педагогов нашей области. То есть все основные направления деятельности центра, надеюсь, будут реализованы.
Поделиться: