9, 10 и 11 апреля в фонде «Новые имена» проходили мастер-классы для скрипачей, которые вела народная артистка России, профессор Московской консерватории Ирина Васильевна Бочкова. Эти уроки завершили первый этап проекта «Мастер-классы Мастеров». Его продолжение будет лишь через полтора года - после того, как Фонд подготовит и проведет в Москве уже третий (на сей раз международный) конкурс юных музыкантов «Новые имена». Лучшие из участников конкурса станут первыми учениками на возобновленных занятиях с профессорами Московской консерватории и РАМ имени Гнесиных.
Апрельские мастер-классы как промежуточный итог большого проекта стали поводом вспомнить о его начале. Наш собеседник - один из организаторов «Мастер-классов Мастеров», главный эксперт фонда «Новые имена», заслуженный работник культуры России, преподаватель по классу фортепиано ЦМШ при Московской консерватории, педагог с 40-летним стажем Макарова Нина Николаевна.
- Как возникла идея проекта, трудно ли было ее осуществить?
- Почти с самого начала работы фонда – уже 16-17 лет назад –организовывались мастер-классы. Однако они проходили от случая к случаю, например – после фестивалей и конкурсов в качестве предложения их участникам, особенно победителям, дополнительных возможностей для повышения своего уровня. Идея проводить регулярные классы возникла у президента фонда «Новые имена» Иветты Николаевны Вороновой после нашего первого конкурса юных музыкантов «Новые имена» в Москве и со временем откристаллизовалась в проект «Мастер-классы Мастеров». Я была счастлива, что Иветта Николаевна доверила мне самый интересный участок работы: приглашение профессоров и, вместе с коллегами, подбор участников. Об участниках сразу скажу: мы ориентируемся, в основном, на детей Москвы и Московской области, потому что поездки по России ныне дело недешевое.
На практические рельсы проект встал довольно быстро. Никто из профессоров не отказывал в просьбе поработать с нашими детьми. Правда, составить расписание с учетом того, чтобы в сезоне были представлены разные специальности, всегда сложно. У больших музыкантов график работы рассчитан как минимум на год, два года вперед. Но все наши профессора с огромным уважением относятся лично к Иветте Николаевне, и ее авторитет помогает приглашать самых-самых уважаемых музыкантов для участия в цикле.
- Работа с детьми – специфический труд, не всегда любимый профессорами и даже - не всегда им известный.
- Во-первых, большинство профессоров, которых мы привлекали, в той или иной форме уже
- Кто те дети, которые приходят на мастер-классы, где и как вы их отыскиваете?
- Как только начался проект «Мастер-классы Мастеров», Иветта Николаевна посоветовала отбирать наиболее перспективных детей из ДМШ и спецшкол. Если на прежние мастер-классы мы приглашали учащихся с просто хорошими музыкальными способностями, то на мастер-классы этого цикла берем детей, которые себя уже не раз проявили – например, участвовали в фестивале «Новые имена Москвы», в детских конкурсах, тех, у кого есть опыт концертных выступлений. Их кандидатуры предлагают школа имени Гнесиных, ЦМШ, училище при консерватории (имеются в виду младшие курсы), методкабинет, городские музыкальные школы, а сейчас в Москве очень много хороших школ, где работают прекрасные педагоги. Мы понимаем, что маленький человек должен быть готов к встрече с профессором.
- И все-таки: даже если дети очень продвинутые, не рано ли им предлагать встречу с большими музыкантами - этакий «артиллерийский залп», в котором они могут просто не расслышать звуков?
- Для одаренного ребенка 12 – 15-летнего возраста, когда он уже в состоянии воспринимать другого руководителя рядом, помимо своего педагога, подобные занятия являются очень большим стимулом. Когда находились произведения, которые, с одной стороны, были доступны этому продвинутому ребенку, а с другой – были в репертуаре занятий или исполнения приглашенных на мастер-классы профессоров, то степень взаимодействия и результат оказывались весьма велики. Что тут говорить - и масштаб личности, и глубина понимания музыки, и многолетний концертный опыт профессоров наших музыкальных вузов - все демонстрирует ребенку огромные перспективы. Ведь одно дело педагог, который прекрасно работает, но существует, все-таки, замкнуто, в границах своей школы, и занимается с детьми часто среднего уровня, а другое дело - крупный мастер, у которого художественный кругозор неизмеримо шире, а педагогическая работа - совсем иного рода. Конечно, исходящий от него посыл позволяет ученику увидеть, что горизонт находится значительно дальше, чем та черта, которую он видит сейчас, что у него еще есть простор для дальнейшего движения и развития.
Через цикл «Мастер-классы Мастеров» фонд помог многим детям (даже не ставя специально такой задачи!) выбрать себе руководителей для будущих занятий – в училище, консерватории.
- Вы приводили своих учеников на мастер-классы?
- Мои ученики занимались у С.Л. Доренского, Н.А. Петрова, у покойного Н.Л. Штаркмана. Наума Львовича Штаркмана вообще очень ценили и любили в фонде. Мы много вместе работали – в том числе на мастер-классах в Суздале. Он был примером музыканта высочайшего уровня, и для меня, например, были очень важны те звуковые перспективы, которые он открывал перед учениками. Для всех ребят мастер-классы профессора Штаркмана раздвигали горизонты: после его уроков они гораздо лучше понимали смысл своей непосредственной и будущей работы.
Ни у кого из педагогов, насколько мне известно, никогда не возникало чувства ревности к профессорам. А это действительно очень известные музыканты. Среди них - помимо тех, кого я уже упомянула, - Т.Гайдамович, А.Бондурянский, В.Крайнев, Э.Грач, Н.Шаховская, М.Яшвили, А.Наседкин, В.Тонха, Т.Алиханов, М.Федотов, И. Мозговенко: первые лица в нашей музыкальной педагогике и в исполнительстве.
- Ирина Васильевна Бочкова – безусловно, в числе таких первых лиц.
- Конечно, и высочайший уровень мастерства также можно
На апрельских мастер-классах И.В. Бочкова занималась с учениками 6 - 8 классов ДМШ и одним мальчиком из выпускного класса ЦМШ. Репертуар представили достаточно сильный. Ребята играли, например, Концерт Мендельсона (причем двое), Концерт № 1 Венявского - редко, кстати, используемый в работе, - «Мечты» Вьетана, «Испанское каприччио» и «Испанский танец» Сарасате, была даже «Цыганка» Равеля – произведение из репертуара взрослых концертирующих скрипачей (его играл 17-летний Андрей Пашкевич из ЦМШ) и другие пьесы.
На уроках Ирины Васильевны была видна четкая направленность на практическую сторону занятий - все ее мастерство обратилось сюда. Она занимается, практически не выпуская из рук собственную скрипку. Все, что говорится - немедленно (даже еще до разъяснения) показывается на инструменте. Демонстрация приемов, динамики, фразировки, штрихов… - профессор Бочкова играла все время, и это было очень интересно.
Ирина Васильевна – человек бескомпромиссный, что проявилось и в ее занятиях. Она предъявляла достаточно высокий уровень требований. Это вообще отличает наших профессоров, работающих в проекте «Мастер-классы Мастеров»: они не «миндальничают», не говорят – «ах ты какой милый, хороший, две ноты сыграл прилично». Такого не бывает, педагоги общаются с детьми так, как профессионал общается с профессионалом. Ирина Васильевна в тех случаях, когда необходимо было сказать – «у тебя здесь совершенно не то, неверно, ты неправильно это понимаешь», - так прямо и говорила, называя все своими именами. Никто не обижался – ни педагог, присутствовавший в зале, ни ребенок. А она очень многое исправляла. И, что особенно важно, в течение трех дней отмечала от урока к уроку, как продвигается ученик, напоминая о своих требованиях в первый день и показывая в третий, как много успел сделать ребенок. А продвижение действительно происходило прямо на глазах.
Конечно, ребята занимались дома. Мастер-классы шли по 45 минут – обычный урок, - а потом ученики были свободны и имели возможность заниматься и самостоятельно, и с педагогом, чтобы воплотить пожелания И.В. Бочковой. Эти занятия нужны были еще и вот по какой причине: репертуар для мастер-классов мы подбираем так, чтобы не приходилось играть каждый день одно и то же и, соответственно, говорить об одном и том же. Представляется, как правило, три, четыре произведения - на ежедневный выбор профессора. В третий день он слушает что-то из того, что было в работе предыдущих дней, и делает итоговые выводы.
Ирина Васильевна оценивала не только конкретную игру ребенка, а и то, как он воспринимает в целом ее замечания, каков он в работе. У нее была возможность за эти дни определить перспективу для каждого: и близкую перспективу - над чем именно необходимо трудиться (допустим, надо уметь почувствовать фразу, поработать над звуком, над приемами, обеспечивающими виртуозность исполнения, и так далее), - и перспективу дальнюю, если она есть. В этом плане профессор Бочкова была оптимистична, ей понравились все ребята.
Мастер-классы И.В. Бочковой вызвали очень большой интерес. Присутствовавшие московские педагоги с благодарностью фонду «Новые имена» и его президенту Иветте Николаевне Вороновой говорили об огромной пользе проекта «Мастер-классы Мастеров».
Поделиться: