Top.Mail.Ru
АРХИВ
17.03.2014
ЮНЫМ ДЖАЗМЕНАМ – В ВИДНОЕ!

Детская школа искусств города Видное вновь открыла двери юным талантливым музыкантам –

15-16 февраля здесь состоялся II Московский областной открытый конкурс эстрадно-джазовой и современной инструментальной музыки.

Два конкурсных дня были проведены активно и плодотворно – на сцене прекрасно оборудованного зала школы прозвучали 96 номеров, подготовленных начинающими музыкантами Москвы и Московской области, их преподавателями. Не обошлось и без гостей из других городов – выступил гитарист из Калуги и саксофонистка из Владивостока. Конкурс проводится лишь второй раз, но уже вышел за рамки областного, и тому есть свои причины. Во-первых, актуальность темы – эстрадно-джазовая музыка весьма притягательна для детей и молодежи, а конкурсов и фестивалей, посвященных этой сфере музыкальной жизни, да еще и профессионального уровня, немного. Во-вторых, слава о ДШИ города Видное облетела всю страну. В школе созданы идеальные условия для проведения масштабных событий: конкурсам академического вокала и «Параду ударных инструментов», которые в 2015 году получат статус международных, всегда сопутствуют искренние благодарные отзывы участников и их педагогов. В-третьих, участников судило компетентнейшее жюри: народный артист РФ Анатолий Ошерович Кролл, заслуженный артист РФ, профессор Александр Викторович Осейчук, заслуженный работник культуры РФ, профессор Анатолий Леонидович Дудин и лауреат международных джазовых конкурсов Александр Петрович Соколов. Юным джазменам редко удается показаться перед такими мэтрами!

Конкурс проходил в трех номинациях – солисты, ансамбли, оркестры – и в трех возрастных группах. В этом году участвовали и студенты ссузов – химкинского МОКИ и колледжа при Дальневосточной государственной академии искусств. Лучшие исполнители получили море позитивных эмоций и памятные дипломы. Спонсоры (построивший здание школы «Мособлстройтрест № 11» и неизменный спутник конкурсов в Видном – «Музыкальный арсенал») щедро одарили лауреатов, а особенно отличившимся достались новые инструменты. По окончании прослушиваний члены жюри обсудили проблемы джазового воспитания детей. На торжественном закрытии с музыкальными подарками выступил один из фаворитов – детский эстрадный оркестр видновской школы «Апрель-бэнд» под руководством Виктора Романовича Котович, исполнительного директора конкурса. Коллектив порадовал публику ярчайшим исполнением &laquoIn the mood» Д. Гарланда, «Полета шмеля» Н.А. Римского-Корсакова и попурри на темы песен из репертуара Д. Дассена. Именно этот оркестр и стал обладателем первой премии.

Анатолий Кролл и Александр Осейчук поделились впечатлениями с корреспондентом «Играем с начала».

А. Кролл: «Данный конкурс – единственный в Московской области, отражающий преподавание джазовой и эстрадной музыки в музыкальной школе. Обращает на себя внимание то, с каким усердием организаторы занимаются его проведением. В школе очень хороший зал, качественная аппаратура – и такие условия редкость.

Детские конкурсы позволяют выявить лучшее в тех, кому предстоит определять наше будущее. И для меня работа с детьми не нова. Один из моих проектов – фестиваль молодых джазовых исполнителей Gnesin-Jazz, где также появилась детская номинация, – имеет серьезный международный рейтинг. Проблема, остро высветившаяся на этом конкурсе, – компетенция педагогов, преподающих джазовую музыку. Очень важно не дезориентировать детей, которые только знакомятся с джазом. Судя по тому, что показывают дети, в наших ДМШ существует дефицит правильного преподавания джаза, требующего отдельной исполнительской технологии, своеобразного мышления, навыков импровизации. Джазовое исполнительство – во многом продукт самообразования, оно требует не только формального знания, которое могут предложить учебники и книги, но и собственного внимания, поиска; надо слушать и анализировать много музыки. И если педагоги берут на себя ответственность объяснять специфику этой музыки детям, они в первую очередь должны сами глубоко понимать ее особенности».

А. Осейчук: «Меня поразила массовость мероприятия. Приятно, что многим детям это направление интересно. Правда, среди участников были и те, кто еще не готов играть подобную музыку. Думаю, что не помешал бы предварительный отбор.

Второй момент касается репертуара участников. Заглавие конкурса – “эстрадно-джазовой и современной музыки“ – само по себе содержит много растяжимых понятий. “Эстрада“ включает в себя и танцевальную музыку, и диско, и рок, и шансон, а под “современной музыкой“ обычно подразумевается академическое направление. Если направленность конкурса ближе к джазовой и околоджазовой музыке, это должно быть точнее оговорено в положении. Вот есть, например, такой популярный стандарт – “Караван“: его относят к джазу, а это просто пьеса, которую можно сыграть в разных стилях.

На конкурсе было очень много талантливых ребят, но не все понимают джазовую специфику. На мой взгляд, многие могли бы выступить гораздо лучше, если бы учителя объяснили им стилевые особенности этой музыки. Становится ясно, что должна быть проведена большая методическая работа с преподавателями, особенно в тех школах, где джазового отделения нет.

В любом случае этот конкурс необходим. Есть основания полагать, что в дальнейшем он будет плодотворно развиваться и постепенно выкристаллизуется в очень точную систему».

По словам исполнительного директора В. Котовича, «конкурс несколько видоизменится. Будут учтены советы жюри – вероятно, будет введен предварительный отбор, добавлены обязательные пьесы в каждой номинации, для того чтобы выровнять шансы всех участников. Мы намерены еще глубже прорабатывать концепцию конкурса и привлекать к нему новых талантливых музыкантов».

Поделиться:

Наверх