Top.Mail.Ru
АРХИВ
30.06.2016
ГУДИ – ВПЕРЕДИ!
Государственное училище духового искусства отметило День Победы праздничным концертом в зале Российской академии музыки им. Гнесиных

Еще до начала концерта царила волнительная, предпраздничная атмосфера, казалось, что не только артисты готовят свои «подарки», но и публика стремится внести свой вклад в предстоящее музыкальное торжество. Зал заполняли в основном либо «просвещенные любители», либо музыканты – тут и там просвечивали склеенные копии клавиров, партий, слышались рассуждения о минорной субдоминанте и третьем обертоне. Наконец, активно кипящая жизнь стала постепенно стихать, почти совсем утихла, и на сцене появился первый выступающий – младший духовой оркестр ГУДИ. Под руководством Марата Акберова оркестр исполнил небольшую, но довольно сложную программу, подчас трудно было представить, что все звучащие нюансы и тонкости исполнены совсем еще детьми. Несмотря на то, что большую половину оркестра составляли начинающие музыканты, новички в деле коллективного музицирования, во многих местах прозвучавших партитур слышались зачатки высокого профессионализма.

Ясно, что в ГУДИ учат не имитировать, а осваивать на доступном материале все те же ансамблевые и оркестровые навыки, которыми должен владеть артист. Очевидно, что воспитание «с младых ногтей» даст этим ребятам впоследствии большую фору как в коллективных, так и в сольных выступлениях, а целый коллектив, серьезная работа с участниками которого началась не под конец музыкальной школы (или даже в колледже), а в самом ее начале, сможет значительно раньше перейти к решению высоких художественных, а не формально-технических задач.

Вслед за оркестром свое мастерство представили публике ряд солистов – лучшие из лучших! Звучали практически все духовые инструменты симфонического оркестра: флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна... И, слушая выступления, казалось, что технически возможности этих инструментов абсолютно равны. Если даже не всем удавалось сразу взять необходимую высоту, тем не менее, музыканты с легкостью и задором обходили все возникавшие «трудности жизни» навстречу победным кульминациям, которые в каждой пьесе были одна другой ярче.

Наряду с солистами в концерте приняли участие несколько ансамблей, среди которых особенно запомнились два. Первым из них был ансамбль деревянных духовых (в котором также участвовала валторна), блистательно исполнивший «Кукольный кейк-уок» Клода Дебюсси: исполнители нашли для этой музыки живописные, характерные тембровые краски, а их ансамблевому мастерству позавидовали бы (и наверняка позавидовали) многие опытные музыканты. Второй яркий коллектив состоял исключительно из традиционных компаньонов духовой музыки – ударных инструментов. Исполненная «Фанфара» Алена Хейма прозвучала не только с большой профессиональной аккуратностью, столь необходимой исполнителям на ударных инструментах, но и очень образно, благодаря чему и стала одним из самых ярких номеров второго отделения концерта.

Впрочем, трудно было бы назвать хоть один неяркий номер, а что касается самых-самых – тут потягаться между собой могли бы многие. Однако приз зрительских симпатий, судя по реакции зала, достался бы, наверное, юной саксофонистке Анастасии Коняевой, и совершенно заслуженно. Ее выступление с фантазией на оригинальную тему Жюля Демерссмана было до того прекрасным, что вызвало почти экстатический восторг. Благодаря свойственной «природной» выразительности саксофон Анастасии звучал то задушевно и широко (как валторна в Пятой симфонии Чайковского), то задиристо и остро, напоминая кларнет; не говоря уже о сугубо саксофоновых тембровых красках, которые тоже были крайне разнообразны. Волнение среди слушателей достигло предела, когда сопровождение смолкло и начала звучать каденция, казалось, все сидящие в зале замерли и переживают за каждую ноту, которая звучит сейчас или вот-вот прозвучит. Нужно ли говорить, что юная исполнительница с большим изяществом прошла это творческое испытание.

Могло показаться, что в этом праздничном концерте мало что относилось к 9 Мая, но это не так. Атмосфера мирных, творческих завоеваний торжествовала здесь от первого до последнего звука. В зале было много родителей, друзей и знакомых выступавших, все они не понаслышке знали о тех специфических трудностях, которые представляет искусство игры на духовых инструментах. Но каждый из музыкантов стремился доказать обратное: трудностей нет, есть только воля и мастерство. Каждая пьеса, каждый ансамбль был в последнем в этом сезоне концерте своеобразным «последним боем» для юного музыканта, и это ощущали все. И программа предстала равномерной чередой таких боев, неизменно увенчавшихся маленькими, но важными и для кого-то очень значительными победами. Последней стала общая для всех победа в строю – в оркестре – с «Рапсодией в блюзовых тонах» Джорджа Гершвина, сольную партию в которой исполнил выступавший перед этим в роли концертмейстера Антон Коршаков в сопровождении Концертного духового оркестра ГУДИ под управлением Аскара Бисембина. В этой непростой с точки зрения ансамблевого мастерства музыке оркестр показал широкий спектр своих  возможностей, а в зрительном зале уже окончательно воцарилась атмосфера всеобщего ликования.

После этого музыканты отдали долг Великой Победе премьерным исполнением песни «Бессмертный полк». Кто-то в зрительских рядах, запомнив мотив припева, тихо подпевал, кто-то глубже погрузился в смысл песни, а чьи-то два глаза из партера, напротив, жадно впивались в сцену, будто один упущенный звук станет преступлением. Это были глаза Михаила Лазарева – автора слов и музыки звучавшей песни.

После концерта много теплых слов сказал о воспитанниках директор ГУДИ Владимир Григорьевич Лебусов, заслуженный артист России и Украины. Заглядывая наперед, он сказал: «Учебный год прошел очень плодотворно. Мы много выступали, есть масса завоеваний на различных конкурсах. Съездили во Владимир, Нижний Новгород, Казань, летом едем в Туапсе. Скоро каникулы, хочется пожелать всем хорошо отдохнуть, но вместе с тем провести лето продуктивно, поддерживать форму и выполнить все данные педагогами задания, дабы с хорошим настроением встретиться снова первого сентября!»

Поделиться:

Наверх