На праздник пригласили десять органистов из разных стран. Первый концерт стал открытием международного фестиваля «Орган плюс», который полностью посвятили дню рождения большого соборного органа. Почти каждый месяц в Калининград будут приезжать музыканты и коллективы с разнообразными программами: Аркадий Шилклопер, Александр Князев, Московский камерный хор п/у Владимира Минина, знаменитый дудукист Геворг Дабагян. Из Третьяковской галереи на один из фестивальных концертов привезут картину В. Поленова «Московский дворик», завершится все в Международный день музыки грандиозным двенадцатичасовым музыкальным марафоном. Все эти задумки – только ради слушателей. «Мы рады каждому гостю, туристу, каждому посетителю собора. Но нам нужна своя постоянная публика, «профессиональные» любители музыки, – говорит генеральный директор Калининградского кафедрального собора Вера Таривердиева. – Чтобы удивить калининградцев, я придумала акцию с картиной из Третьяковки. Хочу хоть чем-то их поразить, а сделать это в Калининграде очень сложно».
С приходом В. Таривердиевой в собор в качестве директора жизнь в нем заметно изменилась. Здесь проводится рекордное количество концертов, порой по три в день, чем не может похвастаться ни один собор или органный зал Европы. Люди идут «на поклон» большому органу, любуются его красотой. Но под сводами Калининградского собора не один, а два органа! Большой на хорах и малый, или хоровой, – в противоположном конце зала, рядом со сценой. В России нет второго такого пространства с двумя органами. Как не воспользоваться уникальной возможностью? И Вера Таривердиева предложила Александру Чайковскому написать «нечто торжественное» к открытию фестиваля «Орган плюс». Композитор сочинил «Увертюру для двух органов и литавр». Мировая премьера состоялась как раз под старый Новый год на открытии фестиваля. За большим органом восседал титулярный органист Калининградского собора Мансур Юсупов, за хоровым – Владимир Королевский. Литаврами «управлял» Вячеслав Тимен, солист Калининградского областного симфонического оркестра. Автор остался вполне доволен исполнением: «Два органа – это, по сути, два оркестра. Мне хотелось, чтобы сначала один орган словно выплывал из-под звуков другого, а потом они бы соединились в апофеозе. У музыкантов все сложилось».
Начало фестиваля получилось великолепным: лаконичная, ничуть не перегруженная программа, в которой десять органистов исполнили по одному произведению. Разумно было просить немецкого органиста Вольфганга Абендрота исполнить музыку Баха, а француза Оливье Пенена – Франка (это называется услышать музыку «из первых рук»). Почти вся органная карта Европы была представлена на первом концерте. Кроме упомянутых Абендрота и Пенена – представители Польши (Вацлав Голонка), Италии (Антонио ди Дэдда), Литвы (Балис Вайткус), России (Владимир Хомяков, Даниэль Зарецкий, Евгений Авраменко). Но организаторам хотелось признаться в любви к органу еще и «со словами». Это желание воплотила прилетевшая из Вены любимица калининградской публики Термине Зарян (колоратурное сопрано), которая исполнила моцартовский мотет Exsultate, jubilate. Термине скоро станет мамой. Интересное положение, в котором она пребывает, сразу заметили ее многочисленные поклонники. Они обнаружили, что голос певицы приобрел особый оттенок, стал мягче, и оттого еще более трогательным было ее нежное пение, полное сердечной теплоты.
История органа Кенигсбергского собора началась в XIV веке. Мы не знаем имени его первого мастера. Известно лишь, что с ним расплатились весьма скромной суммой, эквивалентной тогдашней стоимости плаща. За семь столетий орган перестраивался, реконструировался, украшался и модернизировался. И всегда – на средства города и меценатов.
Из старинных мастеров – известных и безымянных – больше всех мы обязаны Мозенгелю, построившему «барочное чудо», как называли орган Кенигсбергского собора из-за пышной красоты его фасада. В 1721 году Мозенгель закончил строительство. Жители города так долго ждали этого события, что готовы были отдать мастеру для ускорения дела свои скудные сбережения, однако все расходы по строительству решила взять на себя гильдия купцов и пивоваров. Как это часто бывает, затраты превысили смету, и Мозенгелю пришлось доводить все в одиночку, на собственные средства – «спонсоры» доплачивать отказались. (Он обращался и в магистрат – с письмом, которое заканчивалось словами: «Да благословит вас Всевышний и защитит он орган наш, чтоб стоял он вплоть до самого Страшного суда», – но отцы города этим словам не вняли.)
Новому большому органу Калининградского кафедрального собора исполнилось десять лет. Собор стоит на острове Канта. У этого места своя неповторимая магия. И орган – своеобразная точка притяжения для калининградцев и гостей города. Безусловно, короля инструментов можно считать гением этого места – места, где нескончаемым потоком должна звучать музыка, ежедневно, «буднично» и на фестивале «Орган плюс».
На снимках: В. Таривердиева; Т. Зарян
Фото Юлии Алексеевой
Поделиться: