Февраль в МГИМ им. А.Г.Шнитке оказался урожайным на творческие встречи. Институт посетил пианист с мировым именем Владимир Виардо - выпускник Московской консерватории по классу Л.Наумова (1974), лауреат международных конкурсов в Париже и в Форт-Уорте (США). Ныне В.Виардо не только активно концертирует и проводит мастер-классы по всему миру. Он профессор университета Северного Техаса (США) (среди его воспитанников около 50 лауреатов международных конкурсов), председатель жюри конкурса «Русская музыка» в Калифорнии и Конкурса Владимира Виардо в Нью-Йорке.
Музыкант приехал в Москву на гастроли, но из-за внезапной простуды его концерт в Большом зале консерватории пришлось отменить. К счастью, не была отменена встреча со студентами и педагогами института и мастер-класс. Рассказы Владимира Виардо - в частности о В.Клиберне, с которым он дружен многие годы и на конкурсе которого (в Форт-Уорте) взял I премию в 1973 году, - а также показы вызвали огромный интерес переполненного концертного зала института.
Концерт В.Виардо в Москве все же состоялся. Через несколько дней после посещения МГИМ пианист играл в Малом зале консерватории, подтверждая сказанные в свое время о нем слова выдающегося пианиста и педагога Я.Флиера: главные черты Виардо - сосредоточенная углубленность, лиризм, тонкость. На этом концерте вспоминались и иные замечания в адрес яркого музыканта - например, о его тяготении к музыке, в которой присутствует реальная или скрытая программность, что связано с особенным «режиссерским мышлением» исполнителя.
* * *
…Окончив работу над «Евгением Онегиным», Петр Чайковский с нескрываемой грустью писал своему другу, издателю Петру Юргенсону, что не сможет вернуть долг, ибо музыка по роману Пушкина получилась не достаточно совершенной. Сегодня, перечитывая страницы переписки П.Чайковского и П.Юргенсона, можно только удивляться заниженной самооценке гениального композитора и восхищаться бескорыстием человека, который первым в России издал практически все сочинения Чайковского.
Петр Юргенсон был во многом первым в России. Начав со скромного ученика гравера, он создал нотоиздательский дом - тогда удивительно современный по своему техническому оснащению (в прошлом году отмечалось 150 лет со дня основания издательства Юргенсона и 175 лет со дня рождения его самого). Предпринимателя, мецената, просветителя Петра Юргенсона называли «Третьяковым музыкального мира». Об этом и о многих других подробностях жизненного пути Петра Ивановича рассказывает документальный фильм его праправнучки Анастасии Юргенсон «Петр Юргенсон: вчера, сегодня, завтра». Новыми зрителями картины стала публика, собравшаяся в Шнитке-центре на очередной «Музыкальной пятнице», которая прошла в форме встречи с представителями знаменитой династии.
Вечер открыл небольшой музыкальный эпиграф из вокальных сочинений Чайковского. Студенты Евгений Мартыненко и Анастасия Колчина вдохновенно и с большим успехом исполнили романс «Благословляю вас, леса» и арию Иоанны из оперы «Орлеанская дева».
Главным героем встречи стал доктор геолого-минералогических наук Борис Петрович Юргенсон - правнук Петра Ивановича, президент Благотворительного фонда Петра Юргенсона, директор издательства «Композитор» и ответственный секретарь Союза композиторов России. Он рассказывал о традициях семьи Юргенсонов, о великом деле нотопечатанья, а эпизоды документального фильма иллюстрировали его слова и как бы помещали аудиторию в реалии времени и места проживания семьи, дома, где размещалась нотопечатня, в зависимости от технического оснащения называемая то скоропечатней, то паропечатней, то электропечатней. Борису Петровичу удалось не только восстановить (вернее, создать заново) фонд имени своего знаменитого прадеда, но открыть активно действующую в московском Колпачном переулке музыкальную гостиную, где проводятся камерные концерты, а также организовать международный конкурс молодых композиторов имени своего великого предка. Достойный для подражания пример деятельности во славу русской культуры!
Цветкова П.,Поделиться: