От имени Министерства образования Республики Саха (Якутия) и педагогической общественности позвольте приветствовать гостей и участников II Международного конгресса «Музыка для всех: международный мастер-класс»!
Символично, что конгресс открывает работу в канун нового учебного года, в преддверии XIII съезда учителей и педагогической общественности республики под девизом «Видеть! Предвидеть! Действовать!». Итоги работы конгресса станут предметом обсуждения на площадках съезда, окажут влияние на определение приоритетных направлений развития общего образования.
Современный мировой опыт свидетельствует о том, что культурный потенциал региона может быть использован не только в целях воспитания и приобщения детей к духовному наследию, но и может выступать как мощный ресурс, способный переломить кризисную ситуацию, и дать новый импульс интенсивному социально-экономическому развитию республики. Качества, которые воспитываются путем приобщения к культуре и искусству, необходимы человеку, вступающему в мир креативной экономики.
Проект «Музыка для всех», реализуемый с 1 октября 2013 года по инициативе Михаила Николаева, Первого Президента нашей республики, является актуальным и своевременным в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, нацеленных на развитие интеллектуального и творческого потенциала, активную проектную деятельность самого ребенка, что является ключевой идеей проекта «Музыка для всех». Роль и значение музыкального образования признано в Якутии на государственном уровне. Об этом свидетельствует опыт Высшей школы музыки, получивший высокую экспертную оценку международного музыкального сообщества.
Уже сегодня можно говорить о позитивных изменениях в музыкальном образовании детей в республике. На первом этапе реализации проекта создана необходимая фундаментальная база всей дальнейшей межведомственной работы: на уровне Правительства республики утверждена Концепция проекта «Музыка для всех», работают научно-методический и попечительский советы, действует объединенная рабочая группа Министерства образования и Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия). Проект признан инновационным в сфере российского музыкального образования.
Известно, что залогом успеха любого дела является профессионализм команды. По сравнению с 2014 годом количество учителей музыки со специальным образованием увеличено на 13%, с высшим образованием - на 35%. С этого года мы планируем начать подготовку учителей по специальности «Педагогика и психология музыкального образования» в Московском педагогическом государственном университете.
В текущем году курсы повышения квалификации прошли 281 учитель музыки, 77 педагогов дополнительного образования, 137 музыкальных руководителей, 120 преподавателей ДШИ.
Для повышения профессиональной квалификации кадров установлено сотрудничество с такими известными музыкантами-учеными, как председатель научно-методического совета проекта «Музыка для всех», заведующий кафедрой «Музыкальное искусство и образование» Московского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук Эдуард Борисович Абдуллин, композитор, член Союза композиторов России, старший научный сотрудник Института художественного образования Российской Академии образования, главный редактор журнала «Музыка и Электроника», доктор педагогических наук Игорь Михайлович Красильников и др.
Следующим важным фактором роста является ресурсное обеспечение. Совместно с научно-методическим советом проекта определены комплекты музыкальных инструментов для дошкольного и начального уровней образования.
Благодаря пониманию значимости проекта к оснащению кабинетов музыки подключились попечители, родители.
Нас радует, что всё больше детей занимаются музыкой. Наибольшее количество музыкальных творческих объединений работают в Намском, Мегино-Кангаласском, Сунтарском, Усть-Алданском, Хангаласском, Усть-Янском улусах. Музыкальное образование осуществляется с дошкольного уровня, являющегося первой ступенью общего образования. Во всех детских садах каждый ребенок приобщается к миру музыки, пробует себя в роли музыканта, а это 98% детей от 5 лет.
За прошедший учебный год в республиканских конкурсах музыкального направления, организованных различными ведомствами и учреждениями культуры, приняли участие около семи тысяч детей, во Всероссийских конкурсах - 2382 солиста, 1713 из них стали призерами.
Высоким достижениям наших воспитанников, которые достойно представляют честь родной республики на российском, международном уровне, способствует консолидация всех имеющихся ресурсов. Например, ученик 2 класса СОШ № 16 г.Якутска, пианист Айсен Федоров стал лауреатом I степени Международного конкурса «Планета талантов», оркестр народных инструментов Дворца детского творчества г.Якутска – многократный лауреат I степени Всероссийского конкурса «Адрес детства – Россия», ученик 11 класса Кобяконской СОШ Намского улуса Кирилл Матвеев - обладатель Гран-при Международных конкурсов-фестивалей «Единство России» и «Богатство России». Мы уверены, новые имена и впредь будут прославлять якутское музыкальное образование.
Эти успехи являются результатом деятельности педагогов дополнительного образования детей по приобщению к музыке. Эффективной формой широкого привлечения детей является система республиканских творческих музыкальных конкурсов-проектов, через которые ежегодно проходит каждый десятый учащийся (вокальный конкурс «Ыллаа-туой, уол о5о!» (вокальный конкурс для мальчиков, комплексный конкурс «Уол о5о – норуот кэскилэ» («Мальчики – будущее нации»), конкурс вокально-инструментальных ансамблей, конкурс патриотической песни «Главная песня о Родине», конкурс детской авторской песни и танца «Сир биhик» («Земля, колыбель моя»), детский фольклорный фестиваль «Хоровод дружбы», фестиваль детских театральных коллективов «Синяя птица» и многие другие).
Министерство образования республики стремится максимально расширять различные подходы, формы, технологии музыкального воспитания. Мы благодарим Эдуарда Борисовича за его интересную содержательную опытно-экспериментальную программу для начальной школы, которую в пилотном режиме внедряют ведущие учителя музыки республики: Светлана Мегина, Оксана КульнЕвская, Владимир Индигирский из Якутска, Александр Соколиков из Чульмана, Минора Еремеева из Вилюйского улуса и другие.
Так, в каникулярный период проводятся «Летние музыкальные школы». В летний период 2015 года в более чем 70 лагерях организована работа по музыкальному образованию с охватом 2500 детей. Разработаны методические рекомендации, программы дополнительного образования по обучению игре на музыкальных инструментах, привлекаются известные музыканты-исполнители. За эти два года Якутская государственная филармония стала нашим надежным партнером в приобщении детей к классической музыке.
В результате интенсивной работы по реализации проекта мы прошли определенный этап, который отслеживается по различным аспектам (психологическое состояние, успеваемость, развитие способностей учащихся; кадровые и материальные ресурсы и т.д.) с целью последующего распространения накопленного опыта на другие области образования Республики Саха (Якутия), а также иные регионы России.
В целях выявления удовлетворенности музыкальным образованием проведено анкетирование среди учащихся 2 класса, прошедших первый год обучения по программе проекта «Музыка для всех», их педагогов и родителей. По итогам анкетирования выявлено: 69% процентов детей считают, что музыка положительно влияет на общую успеваемость в школе, свыше 90% признают, что музыка помогает развивать усидчивость, терпение, внимательность. 100% родителей считают, что занятия музыкой нужны каждому ребенку, так как положительно влияют на эмоциональное состояние детей. 100% педагогов считают, что занятия музыкой положительно влияют на общее качество обучения в классах, где реализуется программа музыкального образования в рамках проекта «Музыка для всех», также уроки музыки, по мнению педагогов, способствуют развитию математических способностей и пространственного мышления обучающихся, помогают развивать усидчивость, терпение, умение организовать время. В целом, дети, родители и педагоги высоко оценивают проект «Музыка для всех».
Следующим этапом станет разработка и реализация «Дорожной карты» проекта «Музыка для всех» до 2022 года, 100-летия Якутской АССР, которое будет широко отмечаться в Российской Федерации.
Перед нами стоят задачи определения наиболее эффективных путей развития проекта «Музыка для всех», использования прогрессивных и результативных российских и зарубежных методик и практик музыкального воспитания личности. Предстоит работа по подготовке педагогических кадров музыкального образования на базе Арктического государственного института искусства и культуры, Якутского педагогического колледжа, укреплению материально-технической базы общеобразовательных школ, музыкальных школ, детских школ искусств по всей республике.
Сегодня высока потребность в расширении сети муниципальных музыкальных школ, в том числе путем создания их филиалов на базе общеобразовательных школ, как в Нерюнгри и Таттинском улусе, открывать в Домах и Центрах детского творчества музыкальные кружки и студии. При этом нужно привлекать и родителей, создавать разновозрастные объединения, воспитывать у широких слоев населения любовь к классической и народной музыке.
Нами сформированы предложения по включению мероприятий республиканского проекта «Музыка для всех» в проект Государственной программы развития образования Республики Саха (Якутия) до 2019 года.
В перспективе видится совместная работа с ассоциированными школами ЮНЕСКО, расширение международного сотрудничества, подготовка научного обоснования влияния музыкального образования на интеллектуальное, духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка.
Таким образом, мы можем выделить следующие задачи на новом этапе реализации проекта:
Во-первых, разработать систему непрерывного музыкального образования, включая программы общего музыкального развития и раннее обучение игре на классических инструментах на ступени дошкольного образования, а также региональные программы общего образования и дополнительного предпрофессионального и общеразвивающего направления, предусмотрев при этом преемственность принципов и содержания.
Во-вторых, совершенствовать систему подготовки, повышения квалификации учителей музыки, музыкальных руководителей, преподавателей на базе ведущих российских учреждений высшего профессионального образования.
В-третьих, включить в государственные программы в сфере образования и культуры мероприятия по реализации проекта «Музыка для всех» в целях повышения эффективности проекта.
В-четвертых, организовать музыкальное просвещение жителей республики через средства массовой информации.
В-пятых, расширить международное сотрудничество в области музыкального образования: стремиться к тому, чтобы проект «Музыка для всех» развивался под эгидой ЮНЕСКО.
Еще раз хочется подчеркнуть, что роль музыки в жизни человека трудно переоценить. Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».
Музыка объединяет людей самых разных убеждений, возраста и национальности. Подтверждением этому служит то, что на этот конгресс собрались участники из разных стран, разных специальностей и самого разного возраста.
Призываю педагогов, широкую общественность, родителей, средства массовой информации, попечителей, предпринимателей, хозяйствующие субъекты и общественные организации всемерно поддерживать дальнейшее продвижение проекта «Музыка для всех», шире распространять его цели и идеи, ведь проект направлен на создание особых условий для музыкального развития наших детей, чтобы они росли духовно богатыми, успешными людьми. Давайте создавать эти условия все вместе!
Поделиться: