V-Piano Grand: невероятные возможности
2 июня в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории компания Roland провела мировую премьеру своего нового инструмента - цифрового рояля V-Piano Grand.
Участницей презентации была известная пианистка Екатерина Мечетина - солистка Московской государственной академической филармонии, лауреат международных конкурсов и российской независимой премии в области литературы и искусства «Триумф».
- Екатерина, как давно вы знакомы с цифровым роялем V-Piano Grand фирмы Roland?
- Впервые я встретилась с этой моделью в конце апреля на семинаре в Варшаве. В отличие от предыдущих моделей V-Piano это инструмент настраивающийся, я могу выбрать на свой вкус очень многие параметры: можно клавиатуру сделать более легкой или более тяжелой. Например, как показал упомянутый семинар в Варшаве, джазовые пианисты любят облегченную клавиатуру, а «академисты» предпочитают «весомую». Все настройки индивидуальны. На презентации я играла на инструменте с настройками, которые мы сделали вместе с разработчиком этого инструмента - японским инженером: потрясающе интересным человеком, чутким музыкантом, удивительно работающим на стыке техники и искусства.
-Как происходит настройка?
– Я вначале играю по нулевым настройкам, по умолчанию, и разработчик меня спрашивает, что бы я хотела изменить. Я говорю: для меня здесь слишком много басов, мне не хватает мелодического регистра, хотелось бы утяжелить клавиатуру, немножко увеличить реверберацию звука. Несколькими нажатиями кнопок он моментально все это делает. Попробовали еще раз, и снова вопрос ко мне: что-то еще? Я попросила еще подстроить. Не то, чтобы я капризничала, я хотела улучшить звучание, поскольку этот инструмент дает невероятные возможности. В общем, в результате тонкой настройки получился инструмент, на котором мне было комфортно играть.
- Что происходило дальше?
- Дальше было еще интереснее. Вышел пианист-итальянец и сыграл снова на нулевых настройках, на сей раз джаз. Если я «придиралась», то ему сразу все понравилось. Вот эти преднастройки, так называемые пресеты, кого-то устраивают, а кого-то нет: все зависит от задач, которые ставит перед собой музыкант. Так, третьим играл классический музыкант из Скандинавии, и он тоже пошел по моему пути, то есть пытался настроить рояль под свой вкус, под свои руки и свое ощущение звука. Куда-то настройки пошли «не туда», а такое тоже может быть, - в какой-то момент звук стал хрипловатым, и настройки вернули в прежний вид. Потом сравнивали его настройки и мои: они оказались абсолютно разными, как будто на сцене стояли два инструмента. То есть цифровой рояль V-Piano - это своего рода конструктор. Это огромное поле для творчества.
- Как вам показалось, сложна ли система управления настройками?
- Насколько я смогла понять, она не безумно сложная, не сложнее синтезатора, и это не высшая математика. Уверена, что любой музыкант в состоянии это освоить. Возможно, наше старшее поколение и не заинтересуется цифровым роялем, а вот для любого из молодых пианистов освоить все это будет не сложнее, чем разобраться с очередной новой моделью мобильного телефона. Нужно лишь уметь тонко слышать. Моя задача была в том, чтобы приблизить V-Piano к акустическому роялю. А может быть, перед джазменом или каким-нибудь другим исполнителем не будет стоять такой задачи, может быть, ему как раз будет интересно попробовать вот эти серебряные струны, которых в природе не существует и быть не может - они смоделированы математическим, компьютерным способом. Это невероятно интересно! До появления этого инструмента в цифровых фортепиано использовались сэмплы, то есть заранее записанные отрезочки звуков. А в этом инструменте моделируется воспроизведение ноты в момент нажатия клавиши. То есть внутри стоит мощный компьютер. И что интересно, можно эти настройки носить с собой на флэшке, их можно сделать бесконечное множество – и это еще одно преимущество V-Piano Grand.
- Какие еще достоинства цифровых инструментов вы бы отметили?
- Еще одно специфическое преимущество это возможность немедленно прослушать свою игру. Вот я, например, сыграла кусочек, затем села в зал и послушала собственное исполнение из зала. На акустических инструментах мы напрочь лишены такой полезной возможности. Это безусловное достоинство цифровых инструментов. Они предлагают пианисту послушать себя в идентичном воспроизведении, что бывает очень важно. Это ведь означает услышать себя во всех смыслах со стороны.
Цифровые пианино часто используются в домашних условиях - для занятий по ночам, что уж греха таить. Вот у меня сейчас есть потребность установить в загородном доме, который я арендую на лето, инструмент, чтобы не ездить каждый день в Москву. О чем я думаю в первую очередь? Конечно же, о цифровом инструменте. Цифровые инструменты уже занимают огромное место в нашем обиходе. И потому что они компактные, и потому что они всегда настроены, у них никогда не рвутся струны, они почти не подвержены колебаниям климата. Так что академические музыканты вовсю пользуются цифровыми фортепиано. Конечно, они для нас - помощь, но не альтернатива. Заниматься все равно надо преимущественно на акустическом рояле.
- В нашем разговоре я все время чувствую, что вы говорите о цифровых роялях немножко как об «инопланетянах».
- Немножко. Они действительно другие. Наверное, мне нужно время. Может быть, если бы я позанималась на цифровом рояле месяца три, наши отношения стали бы теплее. Может быть, в скором будущем появится несколько новых ветвей электронных инструментов. Мы живем в интересное время - время открытий.
- Каков будет ваш прогноз для V-Piano Grand?
- Пока состоялась только его премьера. Теперь этот рояль можно изучать и исследовать - всем, кому интересно. А такие, я думаю, будут. Потому что у фирмы Roland есть свое лицо, и инструменты они делают очень качественно. Конечно, электронные фортепиано никогда не заменят акустику: живой звук воспроизводится только тем роялем, который сделан из дерева, из всяких фетровых «штучек» и так далее. Так, никакая машина не заменит человеку ощущение от собственного бега. Это совершенно разные вещи. Но в каких-то случаях - когда, например, ты приезжаешь куда-нибудь на концерт и тебе предлагают разбитый и даже «убитый» акустический инструмент, - лучше, наверное, чтобы вместо него на сцене стоял качественный цифровой рояль. Тем более что стоимость электронного рояля на порядок ниже концертного акустического.
Вторым «испытателем» цифрового рояля V-Piano Grand на мировой премьере этой модели был московский джазовый пианист Лев Кушнир.
- Лев, а как давно вы вообще знакомы с электронными клавишными инструментами?
- С 1982 года я связан с синтезаторами - как только начал профессионально работать, я играл параллельно и на рояле, и на синтезаторах. На сегодняшний день я играю на электронных инструментах преимущественно в тех случаях, когда нет возможности играть на рояле - точнее, когда в зале нет нормального инструмента.
Первый электронный инструмент я приобрел в 1985-м, пользуюсь ими непрерывно, и лет пять-шесть назад купил электропиано, которое легко умещается в багажнике легкового автомобиля. Оно не заменяет концертный рояль, но является паллиативом, когда я играю в ансамбле, например.
- Как вы для себя решаете вопрос о месте акустического и электронного инструмента в жизни музыканта?
- Возможно, где-то и есть такие пианисты, которые даже отказываются играть джаз на электронном инструменте. Но если бы я так делал, то умер бы с голоду. Я положительно отношусь к тому, что компания Роланд выпустила V-Piano Grand, который по качеству звукоизвлечения близок к акустическому роялю. Правда, его не положишь в багажник легкового автомобиля. И желательно, чтобы этот инструмент стоял стационарно во многих залах. Мой учитель говорил, что звук рождается в голове у музыканта. И если музыкант слышит, как должно звучать, значит он сможет играть на любом инструменте. Разница лишь в том, что один инструмент будет оказывать помощь и поддержку, а другой начнет сопротивляться.
- Как вам игралось на V-Piano Grand?
- Мне пришлось приспосабливаться, это не произошло мгновенно. Заранее приходил, чтобы позаниматься. Я поставил перед собой задачу продемонстрировать четыре различных варианта звучания этого инструмента. Сольные произведения было тяжеловато играть из-за того, что я не совсем представлял себе, как оно будет «звучать в ответ», а при игре в ансамбле – нормально.
На мой взгляд, V-Piano Grand - инструмент очень высокого профессионального уровня, играть на нем можно и нужно. У этого рояля есть неоспоримое преимущество: он не нуждается в постоянном уходе, в обслуживании, то есть так, как обычный рояль нуждается в настройке, чуствителен к изменению температуры и влажности. Для меня интересно, что в V-Piano Grand очень много всяких возможностей менять тембр и другие важные характеристики рояльного звука. Если посидеть с инструкцией, то наверняка его можно подстроить под себя так, чтобы он был максимально удобен. Это, конечно, идет отчасти вразрез с моим представлением о том, что звук рождается в голове музыканта, но в данном случае, если инструмент может помочь создать этот правильный звук, то это хорошо.
- Почему вы согласились принять участие в презентации V-Piano Grand?
- Мне как человеку, постоянно играющему на фортепиано и клавишных инструментах, стало интересно. Я вообще получаю удовольствие от общения с разными музыкальными инструментами. Тем более, если это инструмент современного поколения. Я прихожу с ожиданием, что услышу что-то новое.
- Представьте, что вам этот инструмент подарили.
- Я скажу большое спасибо и возьму. Может быть, даже продам акустический рояль, который занимает почти всю комнату в моей квартире, а этот инструмент поставлю. Буду играть по ночам. А может, поставлю на дачу, и тогда у меня не будет болеть голова, что зимой он расстроится. Этот инструмент не стыдно поставить и на концертной сцене.
Поделиться: