Top.Mail.Ru
АРХИВ
29.01.2013
АРМЯНСКИЙ ВИЗИТ

В начале декабря в Московском доме композиторов прошли выступления музыкантов из Армении - пианиста Айка Меликяна и дуэта «Ars lunga» в составе виолончелиста Арама Талаляна и пианистки Джульетты Варданян.

…Когда в 1994 году фестиваль современной музыки «Московская осень» приобрел международный статус, то не только существенно расширился и обогатился его художественно-стилевой диапазон, но, что представляется более важным, утвердился его авторитет единственного в мире многожанрового композиторского форума. За истекшие десятилетия в фестивале приняли участие многие и многие известные музыканты из стран Европы, Азии и Америки. Постепенно возрождались утраченные творческие связи с композиторами и исполнителями бывших республик СССР, а ныне стран ближнего зарубежья.

Так, в 2004 году участником XXVI фестиваля стал знаменитый коллектив, лауреат Государственной премии Республики Армения — Струнный квартет имени Комитаса. Четыре музыканта — Эдвард Татевосян, Сурен Ахназарян, Александр Косемян и Арам Талалян — представили московской публике сочинения Т.Корганова, Д.Шостаковича и Комитаса (в обработке С.Асламазяна). С этого концерта установились регулярные творческие контакты московских и армянских музыкантов, и инициатором их был А.Талалян, третий из династии известных армянских виолончелистов - Генриха и Геронтия Талалянов. Выпускник Йельского университета по классам виолончели и симфонического дирижирования Арам Талалян по возвращении на родину активно включился в музыкальную жизнь Армении. С 1997 года он преподает в Ереванской консерватории, является основателем и художественным руководителем ряда фестивалей, в частности Ереванского барочного фестиваля и альтово-виолончельного фестиваля. Вместе с этим музыкант ведет активную концертную деятельность, гастролируя по всему миру. Он выступал во многих странах СНГ, в том числе и в России, в Северной и Южной Америке, в странах Европы и Ближнего Востока. Заслуженный артист Армении А.Талалян неоднократно становился лауреатом престижных конкурсов. Многие современные композиторы доверяют премьеры своих сочинений этому талантливому артисту, обладающему неповторимой исполнительской харизмой, высочайшим профессионализмом и безупречным художественным вкусом.

В 2009 году вместе с выпускницей Ереванской консерватории Джульеттой Варданян Арам Талалян основал дуэт «Ars lunga». Репертуар ансамбля охватывает несколько столетий — от эпохи Возрождения до наших дней - и проходит творческую апробацию, прежде всего, в открытых концертах. Однако важной стороной своей деятельности исполнители считают запись на компакт-диски. В настоящее время подходит к завершению работа над масштабной серией звукозаписей (более 800 минут звучания) под названием «Антология армянкой камерной музыки».

В 2011 году дуэт «Ars lunga» стал участником двух программ 33-го фестиваля «Московская осень». В одной программе армянские музыканты выступили вместе с московским камерным оркестром «Времена года» под управлением В.Булахова. А.Талалян солировал в Концерте для виолончели и камерного оркестра «Tsavt tanem» М.Броннера. Дж.Варданян солировала в Фантазии № 1 для фортепиано и струнных Т.Мансуряна. Вторую программу представил дуэт «Ars lunga», исполнивший сочинения не только своих соотечественников С.Казаряна, Л.Чаушяна и М.Кокжаева, но и композиторов И.Цинцадзе из Грузии, У.Хайама из Ирана и О.Галахова из Москвы. Дж.Варданян выступила и как пианиста, и как органистка: ее «блестящий искрометный талант, прекрасное туше, настоящий азарт, столь необходимые в интерпретации современной музыки», неоднократно отмеченные критикой, проявились в полной мере.

Наконец, первая декада декабря 2012 года на большой сцене Московского дома композиторов прошла, если можно так выразиться, под знаком Армении. 3 декабря состоялся клавирабенд молодого, талантливого и уже широко известного в мире пианиста Айка Меликяна. С момента успешного дебюта на международном фестивале «Concerto di Concerti» в Риме в 2000 году лауреат многих международных конкурсов А.Меликян центром своего репертуара сделал музыку XX века. Он стал первым исполнителем сочинений многих современных композиторов (большинство из них создано в расчете на талант и мастерство этого артиста). В 2009 году пианист приступил к реализации своего творческого проекта — серии концертов фортепианной музыки XX столетия и новой музыки XXI века под общим названием «1900+». В этих программах собственно композиторские сочинения звучат рядом с фортепианными транскрипциями, парафразами и обработками А.Меликяна (их охотно включают в свои концерты многие пианисты). На декабрьском концерте в Московском доме композиторов пианист исполнил сочинения Л.Берио, Т.Такемицу, А.Деллаляна, Я.Ксенакиса, Э.Денисова, Д.Куртага, М.Жарреля, Т,Мансуряна и Х.Гурецкого, еще раз подтвердив свое реноме «одного из самых универсальных и творческих музыкантов Армении, одного из самых привлекательных виртуозов современного пианистического искусства и, наконец, одного из самых креативных импровизаторов, которого с восторгом встречает публика по всему миру».

10 декабря гостем Московского дома композиторов снова стал дуэт «Ars lunga». А.Талалян и Дж.Варданян в своей программе соединили век нынешний и век романтический. Соответственно в первом отделении звучали сочинения Я.Якулова, Т.Мансуряна, К.Хачатуряна и Г.Григоряна, а во втором — Три пьесы-фантазии Шумана и Вторая соната для виолончели и фортепиано Мендельсона, ярко концертное, масштабное сочинение. На бис артисты исполнили две хрестоматийно известные шумановские пьесы - «Порыв» и «Отчего?» в обработке для виолончели и фортепиано Ф.Грюцмахера, младшего современника немецкого романтика. Соседство в одной программе образцов прошлых эпох и современных сочинений позволило в который раз убедиться в его плодотворности и для самих исполнителей, и для публики. Несомненно, современная музыка обостряет восприятие классики, побуждает исполнителей открывать в традиционном наследии новые смыслы и новую красоту. Своей плодотворной концертной и просветительской деятельностью А.Талалян и Дж.Варданян успешно продолжают жизнь музыки, «своим творчеством, содержательностью представленных в их программах произведений и особенно умением всецело отдаваться музыке», подтверждая известное латинское изречение «Ars longa, Vita brevis» - «Жизнь коротка, искусство вечно».

Поделиться:

Наверх