Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.10.2018
В ЗЕРКАЛЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
IV Международный фестиваль эстонской музыки традиционно прошел в Москве в конце сентября

Этот фестиваль связан, прежде всего, с именем Арво Пярта, его название – «Зеркало в зеркале» – одновременно и название сочинения Арво Августовича. Как знать, может быть, когда-нибудь он приедет в качестве приглашенного гостя. А пока приехала Хелена Тулве – один из самых прогрессивных композиторов не только Эстонии, но и объединенной Европы. «Пярт – главный локомотив эстонской музыки. Но за локомотивом следуют вагоны, и их немало», – заметила Хелена в интервью эстонскому телевидению. Действительно, плотность композиторов и исполнителей в Эстонии очень велика. В разные годы на фестивале успели побывать Эркки-Свен Тююр, Пеэтер Вяхи, Галина Григорьева. Постоянный его участник, руководитель ансамбля Hortus Musicus Андрес Мустонен приезжает не первый год и давно стал проводником эстонской музыкальной культуры в России. На этот раз, в год столетия Эстонской Республики, его идея была в том, чтобы показать ретроспективу, однако показали и перспективу -  сочинение молодого композитора с острова Хийумаа Марианны Лиик, талантливой ученицы Хелены Тулве.

На открытии в Музее С.С. Прокофьева эстонцы играли эстонцев разных поколений и творческих ориентаций: от Хейно Эллера и Эстер Мяги (которой, к слову, исполнилось 96 лет) до Лепо Сумеры и Эркки-Свена Тююра (в будущем году ему 60). Ностальгия по классицизму в Mozart-Adagio Пярта сменилась романтически-импрессионистской Прелюдией Эллера, учителя Пярта. Сильное впечатление произвели Piece from the year 1981 Сумеры, Dedication Тююра. К тому же исполнение было первоклассным: фортепианное трио в составе Катарины Марии Китс (скрипка), Марселя Йоханнеса Китса (виолончель) и Стена Хейноя (фортепиано) выкладывалось на сто процентов.

В главном концерте в Малом зале консерватории к эстонскому трио присоединился замечательный гобоист Денис Голубев (по совместительству художественный руководитель фестиваля). Четыре солиста и Государственный академический камерный оркестр России под управлением Андреса Мустонена исполнили стилистически разношерстную программу, где в первом отделении – эстонские композиторы, а во втором – неожиданно – Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром Бетховена. Выбор бетховенского концерта, конечно, напрямую связан с наличием троицы эстонских солистов – двух Китсов и Хейноя. Здесь они проявили себя совсем не так, как ожидалось. Это был интеллигентный и благополучный Бетховен, где в легких блестящих пассажах пианиста порой слышался романтизм, а порой – инструктивная этюдность. Скрипачка Катарина Мария Китс запомнилась ярким сильным звучанием инструмента, виолончелист Марсель Йоханнес Китс – свободным звуком, летящим в зал. Так или иначе, в целом – качественное исполнение, Андрес Мустонен всегда держит марку.

Но лично мне интереснее было услышать эстонскую часть программы. Сначала In Memoriam H.M. Пеэтера Вяхи (памяти Хелле Мустонен, жены Андреса Мустонена) – эта композиция игралась на фестивале не раз, для Андреса она особенно значима. На мой вкус, если взять темп на порядок медленнее, она слушалась бы обостреннее и напряженнее, и воздействие на публику было бы значительно сильнее (тем более что сама пьеса довольно короткая). Хотя держать напряжение было бы сложнее.

Также исполнялись сочинения Арво Пярта (трагичное диссонантное La Sindone) и приглашенной гостьи, хедлайнера фестиваля этого года Хелены Тулве (Hingamisveele, о нем подробнее в интервью с Хеленой). Органично прозвучали «Родной напев» (Kodumane viis) Хейно Эллера из Пяти пьес для струнного оркестра и эффектный сангвинический финал программы – Камерный концерт Яана Ряэтса.

Один из вечеров (в Кафедральном соборе св. Петра и Павла) был полностью отдан ансамблю Андреса Мустонена Hortus Musicus. В программе – анонимная музыка XIII–XIV веков, К. Монтеверди, А. Корелли, Дж. Майнерио и, конечно, А. Пярт. Мустонен не просто реконструирует музыку отдаленных эпох, а как бы является ее соавтором, стряхивая музейную пыль и добавляя новые смыслы. И это гарантирует живое ее восприятие.

Заключительный концерт фестиваля – в Доме-музее Марины Цветаевой. В исполнении первоклассной эстонско-российской команды в составе Катарины Марии Китс, Арво Лейбура и Сергея Поспелова (скрипка), Аси Соршневой и Марины Катаржновой (альт), Ааре Таммесалу (виолончель) и Дианы Лиив (фортепиано) звучала музыка в основном уже упоминавшихся эстонских авторов и одного российского – Любови Терской. Совсем новое имя для московской публики – Марианна Лиик, присутствовавшая в зале собственной персоной. Она продолжает линию электронной музыки, пионером которой в Эстонии был Лепо Сумера. Лиик показала композицию для нестандартного струнного квартета (две скрипки и два альта) и электроники, где струнные и электронные тембры временами уподоблялись друг другу, временами обособлялись, и это взаимодействие в конце разрешилось в шуме бегущей воды.

На снимке: А. Мустонен и его ансамбль Hortus Musicus

Фото Елены Квиты

Поделиться:

Наверх