Симпозиум был организован Международным музыковедческим обществом (IMS) совместно с Российским институтом истории искусств, Санкт-Петербургской консерваторией и собрал крупных ученых с мировыми именами из Белоруссии, Великобритании, Венгрии, Германии, Израиля, Италии, Мексики, России, США, Франции и Швейцарии.
В целом прошедшие научные дискуссии позволили говорить о достаточно серьезном уровне нашего музыковедения. Почти 60 научных докладов были поделены на секции, посвященные творчеству разных композиторов. Выступления затрагивали проблемы старинной и современной, русской и зарубежной музыки. Что касается отечественного искусства, то выяснилось: у нас по-прежнему зияет много белых пятен. Даже такие общепризнанные гении, как Бородин, Даргомыжский, Мусоргский, до сих пор не удостоились полной публикации всех своих творений. Так, например, не опубликована знаменитая Вторая («Богатырская») симфония Александра Бородина в оригинальной редакции, и эта музыка знакома слушателю исключительно по версии Римского-Корсакова и Чайковского (о чем шла речь в докладе главного научного сотрудника РИИИ А. Климовицкого «Драматическая судьба «Богатырской» симфонии Бородина»). Также до нынешнего времени не издан свод всех писем Александра Даргомыжского (об этом поведала ведущий научный сотрудник РИИИ Н. Огаркова). Особенно важно, что ученые не просто обозначили проблему, но предложили конкретные пути ее решения в виде начавшейся подготовки неизвестных широкому кругу манускриптов к печати.
Из композиторов, удостоившихся персональной сессии на симпозиуме, стали Дмитрий Шостакович («Шостакович и его эпоха»), Джузеппе Верди, Игорь Стравинский («Стравинский: между Востоком и Западом») и Петр Чайковский (к 175-летию со дня рождения композитора). И если в отношении с Верди дела обстоят более-менее ровно, то итогом слушаний о Стравинском и Шостаковиче стал ряд открытий и даже сенсаций. Безусловно, в качестве одного из главных событий воспринимался
доклад «Unpublished, lost…: новое о судьбах некоторых ранних сочинений Стравинского» заведующей кафедрой истории зарубежной музыки Петербургской консерватории Н. Брагинской. Она рассказала об уникальной находке в стенах консерватории при переезде библиотеки на время ремонта из одного здания в другое (весной этого года). А именно: в перечне списанных в 1951 году нот обнаружились оркестровые партии считавшегося утерянным сочинения Игоря Стравинского – его «Погребальной песни», op. 5, посвященной памяти Николая Римского-Корсакова. Автограф партитуры этой вещи, о которой в поздние годы вспоминал Стравинский, был оставлен им в России и бесследно сгинул в годы революционного лихолетья. Но надежда обнаружить партии, по которым 17 января 1909-го состоялось первое и единственное исполнение этого сочинения для хора и оркестра, теплилась долгие годы. Теперь благодаря оперативной работе сотрудников консерваторской библиотеки (в частности И. Сидоренко) появился шанс снова услышать, казалось бы, безвозвратно утраченную вещь. В ближайшее время предстоит кропотливая работа по атрибуции партий, представляющих собой копию переписчика, и сведения их в партитуру. Свои права на исполнение и запись этого произведения уже заявил Валерий Гергиев.
Еще одна важная мысль, подчеркиваемая многими участниками симпозиума, заключалась в том, что создание «собрания сочинений» гениев по сути есть динамический процесс, который может бесконечно развиваться во времени. «Идеальное» собрание невозможно, каждая эпоха обязательно привносит что-то новое – даже в то, что кажется устоявшимся, сменяемые друг другом формы культуры будут всякий раз диктовать новые подходы. И в этой «незавершенности» скрывается важное качество, позволяющее вести живой диалог абсолютно с любой эпохой, языком и стилем.
Поделиться: