Быть импульсом к всестороннему культурному развитию молодых музыкантов – высокая обязанность любого творческого мероприятия, нацеленного на детскую аудиторию. В этом плане настоящая находка - Московский межрегиональный открытый конкурс-фестиваль юных музыкантов им. Н.А. Алексеева (проект ДМШ им. Алексеева при поддержке Департамента культуры г.Москвы, Управления культуры ЦАО и Национального артийского комитета России).
Прошедший в пятый раз конкурс дал целую палитру впечатлений, состоящую из конкурсных прослушиваний, творческих вечеров и увлекательных командных игр для школьников, их родителей и учителей.
Конкурс-фестиваль Алексеева традиционно проводится раз в три года и в нынешнем году получил статус межрегионального. Он состоит из трех самостоятельных звеньев – концертного проекта «Алексеевские вечера», ассамблеи семейного творчества «Художественная жизнь Москвы XIX века» и собственно конкурса, прошедшего в этом году по трем номинациям: фортепиано, струнные инструменты и инструментальные ансамбли. Кроме того, на «Алексеевских вечерах» проходят мастер-классы известных российских музыкантов. В этом году их провела заслуженный работник культуры РФ, преподаватель ЦМШ при Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Т.К. Либерова.
Личность Почетного гражданина Москвы Н.А. Алексеева, чья судьба тесно связана с культурной и общественной жизнью столицы второй половины XIX века, вдохновляет организаторов, ведь, по словам директора ДМШ им. Н.А. Алексеева Е.К. Поповой, «одна из целей конкурса-фестиваля - как, впрочем, и всего процесса обучения ребенка в музыкальной школе, – воспитание личности культурой прошлого и современности». Городской голова Николай Александрович Алексеев 8 лет управлял Москвой. При нем были построены Мытищинская водонапорная башня, здания ГУМа и городской Думы, проложены первый водопровод, первые асфальтовые тротуары, восстановлен Александровский сад. Среди его окружения были Чайковский, Рубинштейн, Третьяков, Юргенсон, он активно оказывал благотворительную помощь двоюродному брату К.С. Алексееву (К.Станиславскому) в создании МХТ и, по словам С.И. Танеева, «два заведения - Музыкальное общество и консерватория – существуют только потому, что богатый купец Алексеев ежегодно дает им денег». При содействии Николая Александровича в собственность Москвы перешла Третьяковская галерея, было выстроено новое здание Строгановского училища и художественного музея, открыты городские начальные училища (более 30), больницы и приюты. В 1884 году в память о своем отце на Николоямской улице Н.А. Алексеев построил в дар городу училище для детей, став его первым директором. В настоящее время в нем располагается ДМШ им. Алексеева.
Эти и многие другие факты изучали школьники во время подготовки к «Алексеевским вечерам». Музыкальные игры и викторины семейной ассамблеи оказались настоящей проверкой эрудиции, смекалки и артистизма. Идея командных соревнований школ с подготовленным «домашним заданием», капитанскими баталиями и коллективной импровизацией перекликается с идеей молодежных игр КВН, но с музыкальным уклоном.
«Наша задумка, - объясняет руководитель проекта, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.В. Крылова, - вовлечь детей в игру, раскрыть индивидуальные возможности каждого участника. Семейная ассамблея проходит в школе уже не в первый раз. В этом году в ней участвовала школьная команда из шести старшеклассников, капитаном которой был один из родителей, действовавшая как единая семья под лозунгом «Семь я». Кроме того, участвовали еще две московские школы: ДМШ им. Игумнова и ДМШ им. Рубинштейна. По итогам состязаний все команды получили звания лауреатов. Ведь главная задача этого молодого, но весьма перспективного проекта, – мотивировать любовь и интерес детей к познанию материала, не вошедшего в школьную программу».
Украшением конкурса-фестиваля стали «Алексеевские вечера» - цикл концертов ведущих музыкальных школ города. Помимо ДМШ им. Н.А. Алексеева это были Центральная музыкальная школа, ДМШ им. С.И. Танеева и ДМШ им. Н.Г. Рубинштейна. Школы показали своих лучших учеников, а ДМШ им. Танеева продемонстрировала свою гордость – многочисленных выпускников, вернувшихся в школу в качестве молодых преподавателей. Право торжественного открытия «Алексеевских вечеров» принадлежало школе-хозяйке фестиваля. А завершали концертный цикл студенты Московской консерватории, очерчивая для юных участников своеобразный вектор профессионального развития.
Центром общей программы был конкурс. В нем принимали участие не только ученики музыкальных школ Москвы и Московской области (Купавна, Пушкино, Мытищи), но и ребята из других регионов России, среди них – Дзержинск Нижегородской области. В жюри конкурса работали заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры специального фортепиано Петрозаводской консерватории Портной В.С., заслуженный работник культуры РФ, преподаватель ЦМШ при Санкт-Петербургской консерватории Либерова Т.К., преподаватель по классу скрипки ЦМШ Полозова Т.А., а также методисты московского методкабинета. Председателем жюри уже второй раз стала профессор Московской консерватории, народная артистка РФ Игнатьева З.А. Опытный преподаватель, ученица С.Фейнберга, лауреат VI Международного конкурса им.Ф. Шопена в Варшаве Зинаида Алексеевна поделилась впечатлениями от детской игры:
- Большое спасибо школе Алексеева за этот конкурс. О пользе таких мероприятий спорить не приходится. Прежде всего, они позволяют заострить внимание школьных преподавателей на многих принципиальных моментах. На конкурс приехало много способных детей. Но то, как и чему они научены, подчас вызывает у меня недоумение. В погоне за внешним блеском, быстрым результатом дети не получают основного – того, что совершенно необходимо для любого музыканта, того, что всегда являлось сильной стороной русского исполнительства XIX - XX веков: серьезной базы необходимых навыков. Они не научены правильной динамике и благородному звукоизвлечению. Пианисты играют в «ударном» стиле - бьют по роялю так, что трудно слушать. Но проблема гораздо глубже, чем просто более качественная подготовка ребят к конкурсу. Уже довольно давно стоит вопрос воспитания самих учителей. Желание иметь в классе как можно больше лауреатов разных конкурсов приводит к тому, что педагоги показывают детей с очень сырой программой. А между тем, я настаиваю, что статус конкурса гораздо выше простого зачета. Конкурс есть конкурс. Здесь не может быть скидок на зажатую руку, случайную фальшь, волнение и прочее. И педагоги должны это понимать.
В своих оценках члены жюри были практически единогласны. Действительно хороший уровень подготовки лучших участников был оценен по достоинству: Гран-при в средней возрастной категории получили ученик ДМШ им. Н.А. Алексеева В.Скоморохов (фортепиано), учащаяся ДМШ им. М.М. Ипполитова-Иванова М.Зайцева (виолончель). Первое место среди ансамблей завоевал струнный квартет из ЦМШ (руководитель Е.А. Кочергина). Праздничным концертом лауреатов в Театрально-концертном зале Павла Слободкина V Московский межрегиональный открытый конкурс-фестиваль юных музыкантов им. Н.А. Алексеева подвел свой очередной итог.
Поделиться: