Мариэтта Тажатовна Челдранян написала небольшой очерк о своей любимой работе, и мы с удовольствием его публикуем.
А родители отдали меня в районную музыкальную школу по классу скрипки. Это были первые шаги на пути к осуществлению моей мечты. Скоро меня приняли в десятилетку при тбилисской консерватории В. Сарджишвилли, а по окончанию неё я была зачислена уже в саму консерваторию в класс замечательного педагога и скрипача – Ираклия Георгиевича Беридзе, у которого я училась в десятилетке (окончил московскую консерваторию и аспирантуру в классе профессора Д. Ойстраха). И уже свою жизнь я не мыслила вне музыки. Мечтала быть исполнителем, но профессиональная болезнь левой руки помешала. После окончания консерватории, выйдя замуж в 1960 году, я переехала в Москву, и была направлена на работу в детскую музыкальную школу №3 им. Н.Я. Маяковского заместителем директора по учебно-воспитательной работе и педагогом по классу скрипки.
Десять лет я работала в этой школе в окружении блестящих
Управлением культуры я была переведена в ДМШ №6 Сокольнического района (директором и педагогом). В 1979 году я была вновь направлена в ДМШ №3 им. Маяковского, но уже в качестве директора. Это одна из старейших школ Москвы с богатыми традициями.
ДМШ № им. Маяковского стала своеобразной кузницей лауреатов, в течении многих лет была учебным заведением высокого профессионального уровня, о чём свидетельствуют ежегодные творческие отчёты в Большом и Малом, Рахмановском залах Московской консерватории и других престижных концертных залах столицы.
Большое количество выпускников с большим успехом поступали в средне-
Пришло понимание, настало время сделать следующий шаг – создать
Идея создания музыкального училища на базе музыкальной школы была активно поддержана Международным Союзом Музыкальных деятелей, Московской консерватории, Российской академии музыки и другими общественными организациями. Постановление Правительства Москвы в 1998 году состоялось открытие Московского государственного училища музыкального исполнительства (МГУМИ), которому вскоре было присвоено имя польского великого композитора и музыканта Фридриха Шопена. Трудно выяснить, что для нас означает имя Шопена. Пианисты – счастливые люди, у них есть свой композитор. Гениальный пианист Шопен оставил будущим поколениям какой-то бессмертный дар – свои творения. Каждому, кто прикоснётся к Шопеновским шедеврам, откроется сокровище его души. В наш век технократии и прагматизма нам особенно дороги высокий романтизм, непреклонная сила духа и удивительная интонация искренности и благородства, которыми проникнуто искусство Шопена. Со дня становления училища там преподавали лучшие профессора московских консерваторий и других высших учебных заведений: Л. Наумов, В. Горностаева, Э. Вирсоладзе, А. Наседкин, М. Яшвили, А. Богданян, М. Кравченко, Э. Москвитина и др.
В работе учебного заведения существует сухая статистика. 110 студентов, почти каждый из них победитель конкурса, фестиваля за рубежом. 80 преподавателей, среди них 50 % профессора МГК им. *****, РАМ им. Гнетенных. 45 человек имеют звание заслуженный раб. культуры РФ, заслуженный артист, заслуженный деятель. И всё это является неопровержимыми подтверждениями нашей успешности. По настоящему я осознала прозы профессионального роста в тот момент, когда к нам пришли работать мастера мировых величин. Тут я поняла, что планка как никогда высока, что я каждый день могу чему-то учиться и расти как музыкант. А значит – у меня и моего коллектив есть будущее.
Два года тому назад мы открыли отделение духовых и ударных инструментов, это дало возможность создать симфонических оркестр под руководством талантливого дирижёра Владимира Рыжаева. Дирижёр – самый ответственный и самый совершенный музыкант, исполнитель, имеющий свою творческую, музыкальную волю передать по средствам такого сложного инструмента как оркестр – массе слушателей. Таков наш Владимир Рыжев, он отлично знает и чувствует оркестр, его звуковые особенности, технику исполнения. Оркестр – неоднократный лауреат фестивалей – в год 60-илетия победы ВОВ принимал гостей из Германии. Объединённый оркестр студентов МГУМИ имени Шопена и молодых музыкантов из Германии (возможно потомков тех, кто когда-то воевал). Выступали с серьёзной программой в мэрии концертном зале Дома музыки. Самым сложным, самым тонким инструментом является человеческая душа, и, как всякий инструмент, он требует настройки. Наши встречи, серия совместных репетиций, концертов, вообще – подобные акции становятся, своего рода, камертоном для души музыканта. Творить в изоляции невозможно. Наши удивительные встречи - показали, у нас есть чему учиться друг у друга. Кроме того, что музыканты с обеих сторон имеют возможность взаимно обогащаться, они ещё и получили необходимый заряд до следующей встречи, которая, я думаю, состоится в сентябре 2007 года (по приглашению немецкой стороны).
К дну рождения Шопена ежегодно в МГУМИ им. Шопена проводит «Фестиваль романтической музыки». Наш фестиваль, проводимый весной – счастливый момент любви к музыке. Программа первого года фестиваля состояла только из произведений Шопена, а в последующие годы в программе произведения композиторов-романтиков. Мы часто не ценим своего счастья. С детства держим в руках шедевры и это для нас естественно, а ведь это были действительно валкие люди. Как же это были пианисты, если почти через два столетия они легко овладевают нашими сердцами. Их творения для нас – не архив великого прошлого, это – живые мысли, живые чувства, живой музыкальный язык. Уникальность нашего МГУМИ им. Шопена кроется в самом названии. Мы готовим музыкантов-исполнителей. У нас свой почерк, свой уровень, которым мы гордимся, своя планка качества обучения. Процесс обучения в музыкальном училище построен так, чтобы наши студенты были не только первоклассными профессиональными исполнителями, но и представителями высокой культуры, обладали не только высоким мастерством, но и были хорошими музыкантами в истинно смысле этого слова, способными понимать жизнь и истинное отражение неё в искусстве. Не прошло и восьми лет, а мы создали свой, позволяю себе неологизм, - бренд.
Если музыкант хочет стать исполнителем, концентрирующим артистом, то участие в конкурсах несомненно принесёт пользу. Здесь ни столько возраст имеет значение, сколько факторы, связанные с характером, общим объёмом дарования, уровнем профессиональной оснащенности, волей, выносливостью и нервной системой самоподготовки к конкурсу. Даже просто участие повышает эффективность работы.
Приём.
Школа создана для детей. Желание ребят общаться с миром прекрасного, желание играть на инструменте, петь – превыше всего. А вот от педагога требуется огромное терпение, доброта и искренняя любовь к детям. А уже в процессе обучения станнит ясно как вести ребёнка, ограничится общим развитием, что крайне необходимо (ведь мы даём человеку бесценный культурный багаж на всю жизнь), либо специализированно ориентировать его на профессиональное обучение. Наша школа, говоря языком метафоры, является неким ситом золотоискателя, благодаря которому удаётся найти крупицу золота, а если повезёт – и самородки, которые в будущем могут составлять цвет русской музыкальной культуры.
За неполные 45 лет административной и педагогической деятельности я многому научилась и много е поняла, об этом я могу говорить часами и сутками. Это всё, конечно, бесценный опыт, но главное, что я поняла: без людей, с которыми я работаю, я – ничто. Наступает момент, когда ты осознаёшь, что мы все – как единый организм, и, если теряешь хотя бы одного – это всё равно, что потерять палец. Это очень больно. Потому так необходимо ценить друг друга, доверять друг другу, надеяться и знать, что у тебя есть на кого опереться.
Поделиться: