Государственное училище духового искусства в прошлом году отметило свой 20-летний юбилей. Но в очередное десятилетие это славное учебное заведение вступило с грузом многих, годами не решающихся проблем. «Нам крайне необходимо новое здание» - вот первейшая потребность, с точки зрения директора училища – заслуженного деятеля искусств РФ, художественного руководителя и дирижера Концертного юношеского оркестра Рема Муртазовича Гехта.
Когда-то в городских парках России звучали духовые оркестры. Люди их любили, специально приходили слушать. Где теперь эти оркестры? Что слушает наша молодежь?.. Когда-то были десятки школ музыкантских воспитанников, где маленьких сирот, беспризорников, детей из бедных семей учили играть на духовых инструментах, и впоследствии из многих вышли большие музыканты. Почему эти школы, все до одной, закрыты?.. Когда-то в любой армейской части был свой духовой оркестр, а сколько теперь таких оркестров? И гражданских духовых оркестров – единицы на всю страну. И происходит это в то время, когда во всем мире духовые инструменты становятся все более популярными. У нас же и в музыкальных школах их нет.
Для того чтобы не допустить, по сути дела, вымирания духового искусства, чтобы развивались традиции российского духового исполнительства, в Москве было создано специализированное государственное образовательное учреждение – училище (ныне колледж) духового искусства. Это новаторское учебное заведение, и по сей день единственное в своем роде, стало важнейшим звеном долгосрочной программы возрождения духового искусства в нашей стране.
Организовал его в 1990 году замечательный музыкант Рем Муртазович Гехт. Понимая, что сначала надо вырастить детей, которые будут играть в духовых оркестрах, Рем Муртазович и его единомышленники поставили перед собой задачу воспитания всесторонне развитого оркестрового музыканта-духовика. Как же выполняется эта задача? Прежде всего – силами высококвалифицированных педагогических кадров. В училище работают 70 педагогов. Из них около 30 имеют почетные и ученые звания. Это выдающиеся артисты-исполнители, профессора Московской консерватории, РАМ им. Гнесиных и других вузов. А ныне рядом с ними уже появляются молодые, яркие музыканты, выпускники столичных вузов, которые начинали свой профессиональный путь в этом училище и знают, как и чему здесь надо учить детей.
«Два кита нашей системы: это методика, то есть продуманный учебный процесс, и педагогический состав», - рассказывает старший методист училища Наталья Семеновна Фишганг-Фин. А директор училища Рем Муртазович Гехт уточняет:
- Суть нашей образовательной модели заключается, во-первых, в непрерывности учебного процесса: ребенок с начала до конца обучения находится «в одних руках». Во-вторых, он нацелен прежде всего на то, чтобы играть в оркестре.
Конечно же, чтобы чисто играть в оркестре - и ритмически, и интонационно - нужно отлично владеть инструментом. Для этого нужны настоящие педагоги – опытные музыканты, которые прошли через лучшие оркестры. Поэтому специальные инструменты у нас преподают в основном маститые музыканты - например, заведующие кафедрами медных и деревянных духовых инструментов из консерватории, народные артисты РФ В.С.Попов и А.Т.Скобелев. Это очень привлекает тех ребят, которые действительно хотят учиться. Наши ребята в процессе обучения проходят очень серьезную подготовку по специальному инструменту. Очень большое внимание уделяется игре в ансамбле. Это тоже очень важная часть подготовки оркестрового музыканта!
Наши педагоги не поддерживают систему, когда ребенка сначала учат на блокфлейте, а потом, скажем, переводят на тромбон. Он сразу осваивает тот инструмент, на котором в дальнейшем будет играть. Порой, конечно, наблюдательный глаз профессионала замечает, что ребенок не растет как исполнитель, и тогда ему предлагается другой инструмент.
Для выполнения задач, поставленных перед училищем, разработан индивидуальный учебный план, совмещающий общее и специальное образование – по образцу средних специальных музыкальных школ. Созданы программы учебных дисциплин, методические пособия, репертуарные сборники. Выстроен особый график учебного процесса, предусматривающий непрерывную оркестровую практику. В училище принято вывозить детей на летние и зимние каникулы в загородные лагеря, пансионаты, где есть возможность сочетать оздоровительный отдых с продолжением занятий. Много еще есть особенностей организации учебного процесса в училище. И все они направлены на полноценное профессиональное обучение.
Каковы результаты такой деятельности училища за 20 лет? Н.С. Фишганг-Фин не без гордости говорит:
- В этом году училище окончит 200-й выпускник. 90% из этих двух сотен поступили в музыкальные вузы, стали профессиональными музыкантами. Большинство наших выпускников работает в хороших оркестрах. Показательный пример: выпускник 2003 года Георгий Сычев – замечательный флейтист, не успев поступить в консерваторию, уже стал солистом Госоркестра. В этот знаменитый коллектив был огромнейший конкурс, и наш мальчик, которому еще не было и 18-ти, выиграл его!
Дирижеры оркестров, в которых работают питомцы училища, отмечают их прекрасные профессиональные качества, способность быстро адаптироваться в оркестровых коллективах любого уровня. Десятки учащихся завоевали звания лауреатов международных, всероссийских, московских конкурсов. Училищные оркестры выступают на всех московских праздниках, парадах, городских фестивалях и т.д. Концертный юношеский оркестр, руководимый Р.М. Гехтом, с огромным успехом гастролировал во многих странах мира – во Франции, США, Греции, Германии, Италии, не говоря уже о городах России.
По инициативе училища и на его базе проведено 10 международных конкурсов молодых исполнителей на духовых инструментах и 6 фестивалей: все – впервые в нашей стране. Училище организовало абонементные циклы концертов духовой музыки для школьников «Серебряный горн». Нет сомнения в актуальности созданной в нем поистине новаторской программы воспитания оркестровых кадров. И естественно было бы продолжить ее развитие, надстроив две ступени – начальную и среднюю – высшей ступенью музыкального образования: Академией духового искусства.
Об этом не устает повторять директор Рем Муртазович Гехт, когда его спрашивают о планах училища на будущее:
- Конечно, нужно открыть академию и обучать 300 человек: 100 – высшее учебное заведение, еще 100 – среднее учебное заведение, еще 100 – дети-школьники. Я считаю, что это и Москве, и России принесет только пользу. Чтобы по-настоящему научить исполнительскому мастерству, нужно создать среду, в которой ребенок видел бы свою перспективу и понимал, зачем ему нужно по несколько часов в день заниматься.
Но, к сожалению, открытие музыкального духового вуза – пока еще труднодостижимая цель. Училищу и без «надстройки» приходится работать в крайне стесненных условиях. Дело в том, что уже почти 20 лет назад, Постановлением Правительства Москвы от 30 июля 1991 года предписывалось построить здание училища в 1995 году. Однако означенный год прошел, потом еще год, потом еще и еще… но никакого здания и не начинали строить.
На занимаемой училищем (теперь уже колледжем) площади в 1425 кв.м категорически не хватает классов для проведения занятий и по общеобразовательным, и по специальным дисциплинам. Нет помещений для хранения музыкальных инструментов. Нет нормальной столовой, где все дети могут регулярно получать горячее питание. Нет медпункта, спортивного зала. Негде разместить читальный зал и немалый библиотечный фонд (не только многочисленные ноты, но и учебники – ведь здесь, как помним, ребята учатся по полной школьной программе!). Концертный зал имеет лишь 90 мест, а на сцене не в состоянии разместиться полный духовой оркестр.
Администрация училища, педагоги, родители все эти годы пытались активно бороться за улучшение условий деятельности. И Департамент культуры (тогда еще Комитет по культуре) во главе с руководителем С.И. Худяковым шел нам навстречу, помогал, насколько это было возможно. Свой голос в защиту уникального учебного заведения поднимали Ирина Архипова, Евгений Светланов, Иосиф Кобзон, Карен Хачатурян, Юрий Усов и многие другие выдающиеся люди.
Наконец, в 2000 году возник весьма обнадеживающий документ: распоряжение мэра Москвы о выделении для училища дополнительного помещения в 3000 кв.м. Это было воспринято почти как победа! Со стороны Москомимущества появились конкретные предложения. Но, к сожалению, многие из предлагаемых дополнительных помещений были совершенно неприемлемы для учебного процесса, и администрация училища вынуждена была отказаться. Предлагались и подходящие помещения, однако никаких официальных действий по оформлению их передачи в ведение училища не последовало. Вопрос о дополнительном помещении в 2006 году был снят с повестки дня. Так что разрешить ситуацию по-прежнему не удается.
Есть и еще одна нерешенная проблема – это отсутствие общежития. Наталья Фишганг-Фин рассказывает:
- Мы же ездим с концертами не только по Америке и Европе, мы много выступаем и в российских городах и давно наладили контакты с многими регионами. Очень хорошие творческие связи у нас с Татарстаном, Удмуртией, Уральским регионом – везде столько талантливых детей! И все они хотят у нас учиться. Даже из Санкт-Петербурга хотят к нам приехать, у них ведь нет такого учебного заведения. При наличии общежития к нам могли бы приехать дети из очень многих городов.
И вот уже 20-летие училища, а оно по-прежнему не имеет возможности обучать ребят, живущих не в Москве, и ютится на двух этажах старого школьного здания…
Тем не менее училище работает и не собирается снижать качество подготовки специалистов! Творческие отчеты о 20-летней деятельности Государственного училища духового искусства продолжаются. Главный юбилейный концерт с большим успехом прошел в Светлановском зале Московского Международного Дома музыки 22 ноября 2010 года, а очередной концерт состоится 24 апреля с.г. в Московском Доме композиторов. Выступят и солисты, и ансамбли, и конечно же – Концертный духовой оркестр. Так что приглашаем всех. Вход, как всегда на наши концерты – свободный!
Поделиться: