«Детская музыкальная школы № 5 – социокультурный центр города Вологды» - так на конкурсе была представлена работа заместителя директора по учебной работе вологодской ДМШ № 5 Н.Н. Воробьевой, ставшая лауреатом II степени в номинации «Управление в художественном образовании».
Актуальность и постановка проблемы
Публикация основана на материалах конкурсного проекта «Создание и развитие социокультурного центра на базе МБОУ ДОД «ДМШ №5» г. Вологды». Актуальность проекта обусловлена требованиями социума к развитию ДМШ не только в качестве образовательного учреждения, но и как социокультурного центра города. Это подразумевает предоставление возможностей в раскрытии творческого потенциала обучающихся и населения, поддержка одаренных детей, создание музыкально-просветительского центра, пропаганда идеологии здорового образа жизни среди детей и подростков, сохранение музыкальных и культурных традиций города. Значимость проекта обусловлена важностью социокультурной деятельности музыкальной школы, которую данные учреждения способны и должны осуществлять, функционируя в городском образовательном пространстве. Для обучающихся, их родителей и других участников образовательных и социокультурных проектов это учреждение музыкального образования становится первой ступенью на пути получения творческой профессии, местом личностного самоопределения, раскрытия талантов, духовного возрождения, психологического отдыха, радостных творческих открытий и общения по интересам. Для различных социокультурных институций музыкальные школы являются незаменимыми партнерами в решении проблем социально-культурного характера (и на городском уровне, и на региональном).
Проведенный SWOT-анализ, результаты самообследования, мониторинг анкет для родителей и количества лауреатов конкурсов различного уровня, рост контингента обучающихся в ДМШ № 5 за последние пять лет, исторические предпоссылки, богатейшие культурные традиции Вологды и современные потребности общества - все это дало творческие импульсы к разработке концепции развития ДМШ № 5 как социокультурного центра. Такого центра, в котором был бы синтез образовательной, просветительской и досуговой деятельности. Реальная возможность его создания на базе ДМШ № 5 определена тем, что за более чем 30 лет своего существования это образовательное учреждение выросло в одно из крупнейших в области. Оно имеет свою историю и традиции, обладает хорошей материально-технической базой, школу выделяет высокопрофессиональный творческий коллектив преподавателей-единомышленников, внедрение инновационных методик обучения, значительные достижения в деле музыкального образования, творческого развития и эстетического воспитания юных вологжан.
Цель, основные задачи и структура проекта
Очевидно, что назрела необходимость совершенствовать структуру и содержание деятельности ДМШ с целью превращения их в «многофункциональные культурные центры», способные выполнять максимальное количество социокультурных функций. Основной же целью создания и развития собственно социокультурного центра является удовлетворение широких потребностей населения Вологды в предоставлении полного комплекса услуг в дополнительном образовании.
Основные задачи центра: создание условий для реализации творческого потенциала как можно большего количества обучающихся ДМШ и ДШИ Вологды и Вологодской области; выявление и поддержка одаренных детей города через участие их в открытых городских конкурсах ДМШ № 5; создание и развитие разнообразных по тематике конкурсных мероприятий; организация содержательного досуга жителей Вологды; проведение массовых мероприятий музыкально-эстетической направленности; организация совместных проектов с учреждениями образования, культуры и здравоохранения; пропаганда и сохранение традиций семейного и коллективного музицирования; организация социально значимой деятельности детей, подростков и молодежи; формирование нового имиджа ДМШ как современного образовательного учреждения. Структура деятельности социокультурного центра ДМШ № 5 состоит из трех блоков: конкурсы и фестивали, «Детская филармония» и «Музыкальная гостиная».
Конкурсы
ДМШ № 5 предоставляет возможность каждому обучающемуся не только получить знания, умения и навыки, но и поучаствовать в конкурсах и фестивалях. Подростки, имеющие возможность многообразного приложения своих способностей и получающие удовлетворение от осознания собственного творческого потенциала, становятся уверенными в сегодняшнем дне и в своем будущем. Участие в конкурсах и фестивалях формирует у детей активную жизненную позицию. Творчество в ДМШ – это деятельность подростка или детского творческого коллектива по созданию новых, оригинальных, общественно значимых ценностей. Подготовка к конкурсам, публичные выступления – прекрасная возможность для самовыражения обучающихся, так как учебный процесс не всегда дает такую возможность из-за ограничительных рамок образовательных программ. В процессе творчества развиваются такие качества личности, как внимательность, разносторонность, гибкость, оригинальность и вариативность, а также абстрактность и независимость мышления, чувство гармонии, художественное воображение, открытость восприятия, толерантность и способность к нестандартному решению проблем.
Конкурсные проекты ДМШ № 5 являются отличной площадкой для проявления творческих способностей подростков, так как подготовка к конкурсу и само публичное выступление требуют от юного музыканта консолидации всех его личных качеств: выдержки, умения собраться перед выходом на сцену и без потерь донести до слушателя результат своего исполнительского творчества, работоспособности, умения твердо идти к намеченной цели, навыка поведения в нестандартных ситуациях. Творчество проявляется в успешной деятельности, а выступления на концертах и конкурсах являются высшей формой ее развития.
В ДМШ №5 опытные педагоги создают для ребенка «ситуации успеха», будь то школьный концерт для родителей или городской конкурс. Социокультурная деятельность школы активизирует мотивацию достижений подростка, что проявляется в стремлении ребенка прилагать усилия и добиваться как можно лучших результатов в движении к поставленным целям. Тематическое разнообразие конкурсов ДМШ № 5 позволяет попробовать свои силы в концертной деятельности практически каждому обучающемуся. Открытость этих конкурсов - это возможность участвовать в них не только для учеников вологодских ДМШ и ДШИ, здесь могут попробовать свои силы и проявить себя юные музыканты из любых других городов и районов Вологодской области. В этой сфере деятельности нашего образовательного учреждения реализуются следующие проекты:
- открытый городской конкурс детских ансамблей смешанного состава «Играем и поем вместе» – это первый и единственный конкурсный проект в Вологодской области, который нацелен на сохранение и развитие традиций коллективного музицирования;
- открытый городской фестиваль-конкурс эстрадной и джазовой музыки «Музыкальный калейдоскоп»: он направлен на удовлетворение потребности обучающихся в освоении различных музыкальных жанров, ознакомлении слушателей с новыми тенденциями и направлениями в музыке;
- открытый городской конкурс исполнителей на духовых инструментах «В напевах флейт и труб», который нацелен на популяризацию исполнительства на духовых инструментах;
- открытый городской конкурс-фестиваль ансамблей «Учитель и ученик», основной целью которого является сохранение исполнительских традиций, выявление и поддержка педагогов, результативно работающих с одаренными детьми;
- открытый городской фестиваль-конкурс для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Я музыкантом стать хочу!»: он будет способствовать раннему приобщению детей к искусству и раскрытию талантов маленьких музыкантов.
Детская филармония
Творческие встречи-концерты Детской филармонии ДМШ № 5 дают уникальный шанс музыкально одаренным обучающимся школы раскрыть свои таланты, отшлифовать все грани своего музыкального исполнительства.
Ежегодно детская филармония проводит более 50 концертных мероприятий на различных площадках города и области. В рамках этой программы существует несколько проектов:
- «Чарующий мир музыки» - это цикл концертов для обучающихся младших классов образовательных школ и тематические концерты-лекции для населения Вологды. Данный проект направлен на пропаганду дополнительного музыкального образования и привлечение младших школьников к обучению в ДМШ.
- концертный проект «Духовная музыка» - это ежегодные городские интерактивные концерты: «Вифлеемская звезда», «Широкая Масленица» и «Пасха красная». В данных мероприятиях активно участвуют обучающиеся и творческие коллективы ДМШ и ДШИ Вологды. Творческие встречи-концерты с презентациями дают уникальный шанс общественности города познакомиться с лучшими образцами русской и западноевропейской духовной музыки, а также народными культурными традициями.
Музыкальная гостиная
Основой последнего, третьего блока структуры социокультурного центра является городской фестиваль семейных ансамблей «Музыкальная гостиная». Цель данного проекта – возрождение, сохранение и развитие традиций семейного и домашнего музицирования. Совместное творчество в ансамбле сплачивает людей разных возрастов, разной степени музыкальной подготовки и музыкальных способностей, вокалистов и инструменталистов. Это необходимо как для домашнего музицирования после окончания школы, так и для дальнейшего профессионального обучения в любой сфере. Атмосфера совместных репетиций способствует смягчению трудностей переходного возраста и проблем межличностных отношений.
В рамках работы социокультурного центра проводится лекторий для родителей «Музыкальная экология», на занятиях-встречах которого рассматриваются психолого-педагогические проблемы, с которыми сталкиваются родители в воспитании ребенка. Основные задачи работы лектория: информирование родителей о многообразных возможностях музыкального искусства, практические рекомендации по использованию музыки для сохранения здоровья детей. С 2011 года функционирует «Школа для родителей», в рамках которой проходят инструктивно-методические семинары и школьные конференции.
Значимость и ожидаемые результаты деятельности социокультуного центра
Созданы условия для реализации творческих способностей и выявления музыкально одаренных детей среди обучающихся ДШИ города и области. Функционирование социокультурного центра является яркой пропагандой музыкального творчества и ориентирует обучающихся на дальнейшее профессиональное обучение в музыкальных учебных заведениях. Сбалансированный процесс образовательной и досуговой деятельности в ДМШ обеспечивает социальную адаптацию обучающихся в обществе, готовность к профессиональному определению, успешному построению будущей карьеры. Оригинальность работы социокультурного центра заключается в том, что возникает возможность для создания новой научно-методической базы: это и реализация инновационных проектов в сфере музыкально-эстетического просвещения, это и методические разработки и сценарии мероприятий, а также совместные проекты с учреждениями культуры и образования Вологды. Все это, несомненно, будет заметным вкладом в развитие и сохранение современной культуры нашего города.
Создана новая модель ДШИ – «Детская музыкальная школа – социокультурный центр города».
Критерии эффективности
Развитие личностных качеств обучающихся, охват населения, пролонгированность проекта (ежегодная его реализация), система социального партнерства, инновационность научно-методической базы, расширение и совершенствование ресурсной базы – все эти критерии сформированы с учетом содержания целостной системы социокультурных функций ДМШ. Они позволят качественно и оперативно осуществлять диагностику и коррекцию развития учреждения в социальном, экономическом и профессиональном аспектах. В случае выявления новых потребностей общества содержание функций в структуре целостной системы будет совершенствоваться, обеспечивая устойчивое развитие проекта.
Поделиться: