Методист Учебно-методического центра развития образования в сфере культуры и искусства Департамента культуры города Москвы Г.У. Аминова рассказала участникам педсовета об организации взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и детских школ искусств в проекте «Классическая музыка в детском саду».
Департамент образования города Москвы и Ассоциация педагогов дошкольного образования год назад выступили с инициативой начать реализацию новых образовательных проектов в сфере дошкольного образования, в том числе проекта «Классическая музыка в детском саду». С нового учебного года к его исполнению подключаются детские школы искусств, подведомственные Департаменту культуры города Москвы.
Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства Департамента культуры города Москвы и кафедры педагогики методики дошкольного образования Московского института открытого образования разработали особый документ - «Методические рекомендации по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы, и образовательных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, в процессе реализации проекта «Классическая музыка в детском саду». Рекомендации выложены на сайте http://metodcabinet.ru/projects/311/. В нем изложены основные положения взаимодействия, цель и задачи, описаны роли участников взаимодействия, алгоритм совместных действий педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений и детских школ искусств, регламент проведения совместных мероприятий, их примерная тематика, ответственность сторон, реализующих проект. В разделе «Программно-методическое обеспечение проекта» дан перечень учебно-методических материалов ведущих специалистов в области музыкального воспитания дошкольников. В приложении - форма плана совместных мероприятий на учебный год. Не углубляясь в содержание, отмечу лишь наиболее важные моменты в организации взаимодействия.
Первое – идеология проекта. Что ожидается в результате взаимодействия? Как указано в рекомендациях, цель нашей совместной работы с дошкольными образовательными учреждениями ‑ художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Вы, конечно, можете заметить, что детские сады и школы искусств уже несколько десятков лет совместно занимаются эстетическим развитием детей без каких-либо указаний и проектов. Да, мы начинаем не с нуля. Накоплен богатый методический и практический опыт в области музыкального развития детей. Но этот опыт пора осмыслить, а может быть, и переосмыслить. Это важно особенно сейчас ‑ в пору масштабных перемен и реформ в системе отечественного образования. У нас появилась реальная возможность путем взаимодействия департамента образования и департамента культуры совместно сформировать и укрепить воспитательно-образовательную систему работы с детьми дошкольного возраста, многие из которых придут поступать в наши школы искусств. Совместная реализация проекта направлена на формирование системы дошкольного художественного воспитания на качественно новом уровне.
Мы понимаем, что с самого раннего возраста у детей необходимо воспитывать эстетический вкус, способствовать развитию их творческой фантазии, формированию основ общей и музыкальной культуры и т.д. Это необходимо делать на самом высоком уровне. Нам (совместно с дошкольными учреждениями) нужно обеспечить доступность для детей дошкольного возраста слушания классической музыки в живом и максимально талантливом исполнении. Выступление с нашим участием должно быть художественным событием в жизни дошкольника, которое ему захочется заново пережить, рассказать о нем родителям и друзьям. И кто знает, может быть, именно оно определит будущий профессиональный выбор ребенка.
Второе - системное использование в ходе взаимодействия дошкольных учреждений и школ искусств.
Для дошколят, как и для взрослых, должны выступать лучшие – самые одаренные ученики школ искусств и состоявшиеся музыканты, в том числе исполнители-преподаватели. Классическая музыка должна звучать не в качестве иллюстративного материала на том или ином утреннике, занятии. В ходе реализации проекта необходимо проведение целевых мероприятий длительностью не более 45 минут с использованием разнообразных форм. Это может быть музыкальная гостиная, музыкальный мастер-класс, музыкально-литературный концерт, концерт-беседа, музыкально-театрализованное представление и т.д. Предпочтительно использовать интеграцию различных видов музыкальной деятельности детей и разных видов искусства.
Содержание мероприятий определяется традициями учреждений, участвующих в проекте, основными задачами на данный учебный год, значимыми общекультурными событиями, ресурсными возможностями учреждений. На первый план необходимо выдвигать темы, способствующие развитию художественного восприятия детей дошкольного возраста. В качестве примерных тем предлагаются следующие: «Времена года в музыке европейских и русских композиторов», «Сказочные образы в музыке», «Музыкальные инструменты», «Мир музыкальных звуков», «Музыкальные жанры: песня, танец, марш», «Изобразительность в музыке» и т.п.
Рекомендации определяют количество совместных мероприятий. Достаточно проведения в среднем четырех мероприятий в год. Они могут проводиться как для отдельного детского сада, так и для нескольких садов, т.е. быть сводными. В целях упорядочивания организации деятельности ДОУ и ДШИ в прописан алгоритм совместных действий. К основным этапам относятся:
- назначение руководителями участвующих в проекте детских садов и ДШИ координаторов по реализации проекта. В ДОУ координатором может быть музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования или другой специалист; в ДШИ ‑ заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагогический работник (преподаватель или концертмейстер);
- проведение установочной встречи координаторов проекта и представителей администрации этих учреждений. В текущем учебном году установочную встречу планируется провести в сентябре, а в последующие годы – в первой половине апреля. На установочной встрече, прежде всего, обговаривается план совместных мероприятий на год, обсуждается тематика мероприятий и репертуар с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) и в соответствии с программными требованиями дошкольных учреждений и заключается договор о сотрудничестве между образовательными учреждениями.
Следующим этапом является создание творческих групп по реализации проекта. В этом учебном году такая группа должна быть образована к концу сентября; в последующие годы – к концу апреля. Далее руководителями образовательных учреждений согласовывается план совместных мероприятий. План, отчеты, фотогалерея, отзывы родителей и другая информация о проекте будут размещаться на сайтах школ и дошкольных учреждений.
Учитывая серьезность и значимость предстоящей совместной работы по реализации проекта «Классическая музыка в детском саду», составители методических рекомендаций включили отдельный пункт: «Планирование поощрений администрацией ДОУ и ДШИ координаторов и участников проекта. Включение в Положение о стимулирующих выплатах участие педагогических работников в реализации Проекта».
Хотелось бы надеяться, что в результате интеграции деятельности дошкольных образовательных учреждений и школ искусств, нам удастся не только упорядочить совместную работу, наладить экспертно-аналитическое, научно-методическое и информационное сопровождение проводимых мероприятий, но действительно художественно обогатить жизнь ребенка-дошкольника.
Поделиться: