С 7 по 17 июля в Южной Корее проходил крупный международный хоровой фестиваль – организаторы объявили его «хоровым чемпионатом мира». Единственным участником из России был хор мальчиков «Каданс» из московского центра детского творчества «Дебют». Ребята выступили очень хорошо - получили диплом и Золотую медаль, дали пять концертов, прошедших «на ура», и немножко отдохнули – побывали на интереснейших экскурсиях. Уезжали из города Чангвон, выслушав многочисленные приглашения на хоровые фестивали – в Японию, Польшу, Чехию, Италию, Францию, Мексику, Венесуэлу…, но пока определенно запланирована только одна поездка – в Китай на будущий год.
Центр детского творчества «Дебют» существует в Москве с 2008 года, но это не какое-то абсолютно новое учреждение. Он организован на базе одноименной хоровой школы мальчиков и юношей, которая, в свою очередь, родилась значительно раньше – из хора, созданного в одном из округов Москвы. Маленький коллектив – в нем поначалу было только 22 участника и работало лишь несколько педагогов – разрастался, развивался, наконец, в 2004 году, получил звание образцового, а теперь вот имеет славу основателя центра творчества.
«Хоровая школа – это главное, это то, на чем базируется центр и построена практически вся его работа, - пояснила директор центра «Дебют» Виолетта Анатольевна Масленникова. - Руководитель школы – почетный работник образования РФ Ястребова Алла Олеговна: очень известная в музыкальных кругах личность, Алла Олеговна была моей учительницей, воспитывала меня с пятилетнего возраста, помогает и сегодня. Она воплощает художественное руководство школой и всеми школьными хорами. У нас единые требования, единая традиция».
В беседе с корреспондентом «Играем с начала» В.А. Масленникова рассказывала больше именно о хоровых коллективах, составляющих костяк центра детского творчества:
- Центр детского творчества - это около 800 человек, и на 90 процентов это те, кто занимаются в хоровой школе. Дети у нас учатся с 4 и до 18 лет, но есть ребята и постарше, которые, закончив занятия, продолжают приходить к нам петь. Для них это радость, от которой они не могут отказаться.
У нас много хоровых составов и в каждом, в среднем, по 20-30 человек. Самый младший хор называется «Колибри» - там дети 4-5 лет. Есть подготовительный хор, хор концертный, специальный хор мальчиков, у которых произошла мутация. Есть смешанный хор, где поют мальчики и юноши. Все исполняют серьезный репертуар. По сложности он разный, но на каждом уровне представлены все направления. И классика, и духовная музыка, и народные песни, которые с особенным удовольствием поют маленькие детки, но сразу же академическим, конечно, звуком, без специфической манеры народного пения. Коллективы, в которых участвуют младшие, выступают у нас на уровне района, города, не более. А призовые места и награды на международном уровне получают, в основном, три хора. Первый – концертный хор мальчиков «Дебют», далее - хор «Каданс», здесь ребятам от 15 до 20 лет, это уже мужской хор. И смешанный хор, объединяющий «Дебют» и «Каданс». Эти три коллектива наиболее гастролирующие.
У нас работают великолепные хормейстеры, на каждом хоре – свой. Есть и главный хормейстер, отвечающий за все хоры и выступающий на всех наших концертах. Это Кандзюба Елена Евгеньевна – прекрасный, тонкий музыкант. Постоянный концертмейстер наших концертирующих хоров - Денисов Денис Юрьевич, молодой еще человек, заканчивает аспирантуру Академии им. Маймонида. Талантливый пианист, он часто бывает лучшим концертмейстером международного конкурса, на котором выступает наш коллектив. Важно само по себе и то, что наш концертмейстер – мужчина. Когда мужчина приходит работать в коллектив мальчиков, это действительно имеет большое значение.
Выделяя отличительные черты работы хоровых коллективов центра «Дебют», В.А. Масленникова подчеркнула: несмотря на то, что в центре занимаются и девочки (их не так, конечно, много, как мальчиков), они никогда не объединяются с мальчиками в смешанном коллективе.
- Девичьи голоса очень отличаются от мальчишеских голосов. И не будет такого качественного звука у хора мальчиков, если они станут практиковаться петь вместе с девочками. У нас так: хормейстер женщина не поет своим голосом, если надо что-то показать, а поет по-детски – открытым, «белым» звуком. Ни в коем случае никакого женского вокала здесь не должно быть.
У нас есть несколько принципов, которые мы воплощаем в жизнь и от которых не отходим. Главное – мальчики должны петь своими голосами. Ни в коем случае не должно быть никакой форсированности, никакого насилия над голосом. Дети поют теми голосами, которые им дала природа. Мы не меняем голос ребенка, мы его только ограняем, даем ребятам возможность своим голосом исполнить все грамотно и красиво.
Особая позиция у нас и в понимании мутационного периода. Есть мнение, что мальчик во время мутации петь не должен. Это догма, об этом очень давно уже говорят, но это неправильно. Ребенок должен петь, тогда мутация пройдет намного легче. Однако петь - обязательно под присмотром специалистов, который рассчитывает нагрузки. Так, во время мутации ни в коем случае не должно быть много концертов, чтобы голос не уставал. У нас есть фониатр, к которому мы посылаем наших мальчиков на консультации, на проверку голосового аппарата. Мы очень трепетно и нежно относимся к их голосочкам, когда у них идет мутация. Бывают в этот период и большие психологические проблемы - ребята пугаются, что не смогут справиться со своим голосом. Для этих случаев у нас есть психолог. Все сделано, чтобы мальчики максимально комфортно прошли серьезный этап своей жизни.
Мы с нашими детьми, можно сказать, не расстаемся, даже на лето. Мы даем им отдохнуть два месяца, а третий летний месяц – это нулевая или пятая четверть, смотря с какой стороны считать. Мы выезжаем в лагеря – стараемся побывать и на море, чтобы они у нас погрелись на солнышке, поели фруктов, посещаем наши подмосковные лагеря. Это называется хоровая смена: мы разучиваем репертуар, живя по расписанию летнего лагеря (но это наши же педагоги и только наши дети, никаких чужих отрядов нет). Вывозим только концертные составы – бывает до 120 человек. Для нас тяжело проводить с детьми 24 часа в сутки, но тот духовный росток, который возникает, дорогого стоит, и в течение года нам воздается сторицей. Конечно, ребята все это ценят. Они чувствуют, что мы делаем большую работу, что с ними больше нигде так не будут заниматься.
Мы работаем по программе музыкальной школы и можем дать нашим мальчикам соответствующее образование, но не в этом состоит главная задача, хотя при желании любой ученик сможет стать профессиональным музыкантом. Главная задача – в воспитании мальчиков. Воспитать коллективизм, воспитать мужское начало - мы много над этим работаем. Например, мы отправляемся с ними в поездки. Помочь женщинам вынести тяжелые вещи, помочь младшим – сегодня об этом даже говорить не надо. Они видят – маленький тащит тяжелый чемодан: тут же подошли, помогли. Или - постирать в гостинице свои личные вещи: это даже не обсуждается, они делают это сами. Все эти прекрасные качества пригодятся нашим мальчикам, когда они повзрослеют и станут мужчинами. Наша задача именно такова – помочь им вырасти настоящими мужчинами.
Поделиться: