Камерный оркестр «Времена года» отмечает свое 20-летие. Организованный в 1994 году скрипачом Владиславом Булаховым коллектив с 1999 года имеет статус государственного и является структурным подразделением концертного филармонического объединения «Москонцерт».
– Владислав Игоревич, как возникло решение создать оркестр «Времена года»?
– Оно возникло после того, как я десять лет отработал в Московском камерном оркестре под управлением Игоря Жукова и учился дирижированию у отца, который меня активно уговаривал заняться этим ремеслом. В 1994 году я ушел из оркестра, и возникла дилемма: либо оставаться оркестрантом, либо попробовать организовать новый камерный оркестр. Победила вторая идея, и мы создали маленький оркестр, который уже в марте дал концерт. Первые годы были очень сложными, и мы часто сомневались, стоит ли этим заниматься. Тем не менее, каждый месяц готовили новую программу, и публике это нравилось. Через год я понял, что наше дело, возможно, будет жить.
– За годы существования ваш оркестр гастролировал в Германии и Тайване, Китае и Великобритании, Грузии и Украине, Италии и Франции, Испании и Эстонии, записал более 20 CD, организовал собственный фестиваль… – какие вехи пройденного пути вы бы отметили как самые важные?
– Одна из главных вех – через три года после создания мы стали муниципальным оркестром: Департамент культуры города Москвы выделил нам финансовую поддержку, без которой мы бы не прожили. Крайне важно то, что с нами с первых дней играли первоклассные музыканты – народные и заслуженные артисты, лауреаты конкурсов, что давало нам возможность развиваться.
Безусловная веха – создание в 2002 году международного фестиваля «Времена года»", существующего уже 13 лет. Это абсолютно эксклюзивный проект. По сути дела, это больше, чем один фестиваль: он у нас уникальный, путешествующий, проходил в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Сочи, Краснодаре и городах Краснодарского края. В его программах музыка разных стран встречается с музыкой России, и мы рады представить публике эти пересечения культурных пластов. Есть у нас и фестиваль «Ты, Моцарт, бог...», который мы проводим с 2006 года. Все эти инициативы помогают нам смотреть вперед с надеждой.
– Вы не назвали фестиваль «Ветреная музыка для публики с оркестром» и многие форумы, в которых постоянно участвует ваш оркестр: «Русская зима», «Таланты России» и некоторые другие.
– Мы также участвовали в фестивале «Многая лета» к юбилею Майи Плисецкой (2005), в фестивале к юбилею Московской консерватории – нам очень приятно, что нас приглашают.
– Чем, на ваш взгляд, отличается публика разных городов России от столичной?
– Если исполнитель максимально качественно и искренне делает свою работу, публика везде принимает его с большим энтузиазмом. Но различия все же есть. Московская публика избалована. Петербургская отличается интеллигентностью, изысканностью. В городах России нет столичной пафосности, и слушатели относятся к нам более заинтересованно.
– Ваш коллектив чаще других камерных оркестров играет музыку современных композиторов, регулярно участвует в фестивале «Московская осень». Как возникло и развивалось это направление его деятельности?
– Эту эстафету я принял по наследству у оркестра Игоря Михайловича Жукова – он тоже активно работал на «Московской осени», где зародились наши отношения со многими авторами. Если вспомнить историю, во все эпохи композиторы писали для исполнителей-современников, развивая исполнительское искусство – инструментальное, вокальное, хоровое. Придерживаюсь такого принципа: современные авторы улучшают мировоззрение оркестра и репертуарный портфель. Мне кажется, в оркестрах, которые играют и современную, и классическую музыку, лучше и звучание, и ансамбль. Я и как дирижер сложился во многом благодаря современной музыке: все технические, профессиональные, музыкальные, формообразующие задачи, связанные с ее исполнением, научили меня дышать вместе с авторами, которые и отражают дух времени, и смотрят вперед. Очень рад тому, что наш оркестр является активным поклонником современной музыки.
– С какими авторами оркестр сотрудничает особенно часто, от кого ждет новых сочинений?
– В первую очередь это Ефрем Подгайц и Михаил Броннер. Для нас писали Родион Щедрин, Роман Леденев, Юрий Буцко, Игорь Евард и многие другие. Мы сотрудничаем также с молодыми композиторами РАМ им. Гнесиных, Московской консерватории, ГМПИ им. Ипполитова-Иванова и очень радуемся тому, что Игорь Холопов, Артем Ананьев, Никита Мндоянц, Марьяна Лысенко и многие другие из их поколения пишут – в том числе для нас – хорошую музыку. Одна из наших, не побоюсь высоких слов, миссий состоит в том, чтобы дать возможность молодым авторам услышать себя не в преклонном возрасте, а именно сейчас, когда они еще только начинают заниматься творчеством. Я также очень благодарен своему отцу, который до сих пор делает для нас инструментовки и обработки, благодаря чему мы можем исполнять музыку Верди, Чайковского и другие сочинения симфонического репертуара.
– За счет чего может существовать в наше время камерный оркестр? Достаточно ли работы в Москонцерте для выживания коллектива?
– Недостаточно, этого хватает лишь на хлеб насущный, и большое спасибо, что нам дают возможность не погибнуть. К счастью, есть помощь наших поклонников, спонсоров, есть наработанные связи со многими городами, которые приглашают оркестр на гастроли. Часть этих денег идет на развитие: фестивали и большие проекты требуют дополнительных средств. А часть позволяет содержать наших артистов. Конечно, мы не выдерживаем финансовой конкуренции с грантовыми оркестрами – очень большие перепады в зарплатах. И все же вот уже 20 лет мы остаемся в контексте настоящей концертной жизни.
– Каковы планы коллектива на юбилейный год?
– К юбилею мы проводим серию «20 лет оркестру. В кругу друзей». Первый концерт неслучайно прошел в Московском доме композиторов, с которым мы дружим и где открыли сезон. В следующей программе цикла 16 июня участвуют выдающийся трубач Сергей Накаряков и скрипач Левон Амбарцумян – большой друг оркестра. Надеюсь, в 2014 году мы порадуем слушателей именно такими праздничными программами.
Поделиться: