Это содружество музыкантов образовалось в качестве проекта по одному из учебных дисциплин консерватории – арт-менеджменту. Участникам коллектива удалось завоевать призовое место в Первом открытом конкурсе студенческих арт-проектов, что послужило толчком к развитию деятельности группы. Спустя некоторое время проект получил новую жизнь благодаря пианисту Владимиру Орлову – идейному вдохновителю и нынешнему художественному руководителю «Театра новой музыки»:
– Меня давно беспокоило отсутствие в Саратове ансамблей наподобие Московского ансамбля современной музыки или «Студии новой музыки». Я не понимал, почему город, в котором была открыта третья по счету консерватория в России, не имеет аналогичных коллективов. И вот в апреле 2010 года мы с балалаечником и композитором Дмитрием Сундыревым – два студента-пятикурсника – решили устроить вечер из музыки студентов и выпускников доцента Саратовской консерватории композитора Владимира Королевского. Собрали группу исполнителей и назвали ее так: ансамбль солистов «Театр новой музыки». В том концерте исполнялась музыка М. Мясникова, А. Колдаевой, Д. Сундырева и моя.
Концерт 3 мая в переполненном Малом зале Саратовской консерватории стал точкой отсчета для нового творческого объединения, которое встало на защиту творчества современных композиторов. Шло время, коллектив развивался, расширял свои творческие возможности, вел активные поиски в области новых приемов и методов презентации современной академической музыки, используя в концертных постановках различные виды искусств (например, живопись, пластику). «Театр» сумел преодолеть традиционную границу между исполнителями и слушателями, вовлекая аудиторию в непосредственное участие в творческом процессе на сцене, и в конечном итоге он пришел к новому виду перформанса – концерту-спектаклю с постоянными ведущими под масками профессоров Влориди и Вигансо (В. Орлов и В. Игонин). Несмотря на многочисленные изменения в составе студенческой труппы, несколько участников остаются ей неизменно верны. Среди них такие талантливые молодые музыканты, как А. Пушкин, А. Климова, В. Игонин и постоянный режиссер «Театра» С. Литовченко. В результате интенсивной творческой работы коллективу удалось доказать свою жизнеспособность, подтверждением чему являются награды на международных конкурсах.
«Театр новой музыки» продолжает сохранять энтузиазм по сей день. Музыканты ведут просветительскую деятельность, привлекая слушателей всех возрастов, в том числе самых юных зрителей, работают с молодыми российскими и зарубежными композиторами (особое место в репертуаре «Театра» занимают произведения участников МОЛОТа – Молодежного отделения Союза композиторов).
Пятилетие коллектива отмечалось под знаком воспоминаний – в юбилейной концертной программе прозвучали произведения, ранее уже исполнявшиеся этим содружеством. «Театр» поздравляли и его друзья. Так, открыл программу мужской хоровой ансамбль «Мизмор» (художественный руководитель С. Кочетов, главный хормейстер А. Заремба), который с воодушевлением приветствовал собравшихся песней «Шалом-Алейхем». Продолжением стали произведения М. Матюшина, Л. Берио, С. Барбера, Д. Кабалевского, Р. Дэвидсона, И. Жоховского в исполнении постоянных участников проекта, а также музыкальное поздравление от танго-оркестра Perfect Sound (художественный руководитель ансамбля И. Мищенков – скрипка; Е. Михеев – кларнет; А. Будагян – аккордеон; А. Кудряков – фортепиано; А. Пушкин – контрабас). Ансамбль, почти ровесник «Театра новой музыки», исполнил аранжировки танго из оперы «Жизнь с идиотом» А. Шнитке и танго «Страх» А. Пьяццоллы. В дополнение А. Пушкин и В. Игонин сыграли два пушкинских произведения – Вальс и Юмореску для контрабаса и фортепиано. Эстафету поздравлений подхватил молодежный хор Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского под руководством А. Паламаржи (студентки 4-го курса кафедры хорового дирижирования) – коллектив, которому нет еще и года. Он усилил позитивную атмосферу вечера зажигательной «Румбой» и исполнением произведения В. Игонина «Приглашение скрипача» (слова М. Локхид в переводе Н. Весниной). В заключение прозвучало искрометное сочинение В. Орлова с ироничным заголовком: «Если бы Й. Гайдн встретился с Э. Пресли» (Александра Климова – скрипка, Антон Пушкин – контрабас, Владимир Орлов и Андрей Кудряков – фортепиано).
Пожелаем «Театру новой музыки» творческих успехов и будем надеяться, что через пять лет публика снова сможет присутствовать на юбилее этого замечательного коллектива.
На фото А. Климова, А. Пушкин, В. Орлов, В. Игонин
Поделиться: