— Владимир Валентинович, пленумы собираются для решения важных вопросов деятельности организации. Какие стали поводом для вашего собрания?
— Прежде всего, это вопрос о статусе отделения. Согласно материалам, которые мы получили из Москвы, региональные композиторские организации могут перестать быть автономными структурами, в которые они превратились в 90-е и в начале 2000-х. Возвращается структура советского времени. В ходе пленума мы обсудили с коллегами из Томска, Барнаула, Кемерово этот вопрос и теперь на общем собрании в Красноярске будем принимать свое решение. Думаю, при таком повороте ситуация с творческими союзами становится более управляемой, и это хорошо.
— Почему пленум красноярской организации состоялся в Томске?
— Тут большое значение имеет человеческий фактор. Год назад на пост директора Томской филармонии пришел профессионал, которого мы очень хорошо знаем. Это Наталья Игоревна Чабовская, прежде возглавлявшая музыкальный колледж имени Эдисона Денисова. По сути, план проведения пленума в Томске оформился в нашем с ней общении. Мы пришли с идеей организации в городе концерта современной музыки, что было логично: два местных композитора стали членами нашей организации (в Томске нет своего союза). А уже дальше эта идея выросла до «размеров» пленума, составляющей которого стали целых два концерта – камерный и симфонический.
— Впереди еще одно важное событие: в будущем году Красноярская региональная организация СК России отметит свое 35-летие. Что вы считаете самым значимым в ее истории?
— Наверное, премьеры сочинений. Композиторы, состоящие в нашей организации, – выпускники практически всех ведущих музыкальных вузов страны, и им было и есть что сказать в искусстве. Особенно много писалось произведений для хора. Пик этого процесса пришелся на 90-е, которые историки сибирской музыки назвали годами хорового кипения в Красноярске. Тогда наблюдался какой-то невероятный энтузиазм в отношении массового пения, в городе работали пять профессиональных коллективов, и их концертная жизнь била ключом. Это кипение активизировало и творчество композиторов.
— Мы привыкли считать помянутые вами годы временем не созидания, а разрушения. Между тем тогда в процветающем хорами Красноярске открылся и ваш Дом композиторов…
— Огромную роль в этой истории сыграл губернатор края Александр Лебедь. Если бы не его убежденность в том, что культура – это национальная безопасность (о чем он не раз говорил), не было бы ни нашего Дома, ни красноярского симфонического оркестра, который он в 90-е годы по сути спас, пробив в Москве большой грант для его поддержки.
При Александре Ивановиче же были созданы наши творческие дома – композиторов, художников, писателей. Позже они были объединены в Дом искусств, который сегодня финансируется краевым правительством и поддерживает проекты творческих объединений, в том числе наши композиторские концерты.
— Творчество многолико, и тем не менее: можно ли выделить какую-то общую тенденцию в исканиях композиторов вашего союза?
— Ни жанрового, ни стилевого мейнстрима нет, и это хорошо, потому что слушатель, приходя на концерт, где исполняются произведения пяти-шести членов нашей организации, услышит очень разную музыку. И атональную – это сочинения Игоря Юдина, Владимира Сенегина, и совершенно ясную тональную – таковы, например, партитуры Александра Михалёва, Ольги Дюжиной, Андрея Лукьянца. Каждый, приходя на наш концерт, обязательно найдет что-то для себя близкое.
— Вы возглавляете КРООО «Союз композиторов России» с 2012 года. Какие проекты своих предшественников продолжаете реализовывать? Что придумали нового?
— Издавна у нас проходят «Красноярские премьеры». На двух концертах в год – весной и осенью – свои новые сочинения представляют не только наши красноярские авторы, но и москвичи, и композиторы, живущие в Украине, Израиле, Прибалтике. Это все те, с кем мы дружим и поддерживаем творческие связи. Мы продолжаем проводить Сибирский фестиваль современной музыки и детский конкурс на лучшее исполнение произведений композиторов Красноярья. Их инициатор – доктор искусствоведения Людмила Владимировна Гаврилова, бывшая до моего избрания председателем союза и одновременно экспертом по культуре нашего краевого министерства. Благодаря этому обстоятельству ей удалось добиться того, чтобы оба проекта обрели жизнь.
А вот то, что хотелось бы осуществить мне как председателю, – это вернуть Красноярску былое «хоровое кипение». Потому что сейчас из того обилия коллективов, которые работали в городе в 90-е годы, остался только один, и хоровая музыка звучит в городе редко. Для меня это особая болевая точка: я много работаю в хоровых жанрах, знаю и люблю это искусство. Сейчас мы ведем работу по созданию нового коллектива, но пока находимся только в начале пути.
На фото: В. Пономарев
Поделиться: