Top.Mail.Ru
АРХИВ
17.03.2014
ТАИЦКИЙ СЛЕД В БИОГРАФИИ КЛАССИКА

28 февраля решением Совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области Таицкой детской музыкальной школе присвоено имя Николая Андреевича Римского-Корсакова.

История нашего учебного заведения началась 30 лет назад, когда в поселке Тайцы открылась вечерняя школа, через четыре года преобразованная в детскую музыкальную. Сегодня в Таицкой ДМШ ведется обучение по шести программам: «Фортепиано», «Скрипка», «Флейта», «Баян», «Аккордеон», «Подготовка детей к обучению в музыкальной школе».

Присвоение школе имени Н.А. Римского-Корсакова коллектив воспринимает как свой второй день рождения. Вместе с радостью и гордостью мы испытываем и чувство большой ответственности, ведь место расположения школы прямо связано с жизнью и творчеством классика.

Поселок городского типа Тайцы расположен в 30 км от Санкт-Петербурга. С 1990 года Тайцы являются одним из культурных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Главная достопримечательность поселка – старинный усадебно-парковый комплекс, некогда собственность уральских горнопромышленников Демидовых. Усадебный дом Демидовых в Тайцах – выдающееся творение архитектора И.Е. Старова. Гостями Таицкой усадьбы (мызы Тайцы) в разное время были многие известные люди. В течение нескольких лет – с 1880 по 1889 годы – сюда выезжал на дачу Н.А. Римский-Корсаков. Этот факт из жизни композитора с первых лет существования школы определил ее работу по многим направлениям. Одно из них – исследование пребывания Римского-Корсакова в Тайцах, выполненное преподавателем теоретических дисциплин А.Б. Никаноровым. Так как в специальной литературе не удалось найти об этом достаточно сведений, наш коллега обратился к различным архивам: были просмотрены 14 рукописных хранилищ Санкт-Петербурга и Москвы. Важно, что к этой исследовательской работе привлекались и ученики школы. В результате на основе собранных материалов была создана экспозиция «Римский-Корсаков в Тайцах».

1880-е годы – важный период в биографии Римского-Корсакова. Это время его работы с творческим наследием друзей (после смерти М.П. Мусоргского и А.П. Бородина композитор взялся завершить их незаконченные произведения), это дирижерская, общественная и активная педагогическая, в том числе административно-педагогическая деятельность. Это систематизация собственных накопленных знаний, упорная учеба и шлифовка композиторского мастерства. Первая «таицкая работа» Римского-Корсакова – инструментовка оперы «Снегурочка». Свидетельство тому – автограф композитора на страницах рукописи. Благодаря сохранившимся пометкам в рукописях партитур и активной переписке с московским музыкальным критиком и педагогом С.Н. Кругликовым можно точно определить, что именно Римский-Корсаков написал в Тайцах. Итак, здесь были инструментованы значительная часть I картины Пролога «Снегурочки», начало I действия и одна сцена II действия («Шествие Берендея»). В Тайцах переработаны и переоркестрованы ранее написанные произведения, такие как Первая и Третья симфонии. К этому времени относится и создание эскиза Четвертой симфонии, и сочинение Фортепианного концерта. В Тайцах летом 1884 года создавалась Симфониетта. Тогда же в мызе Тайцы писался «Практический учебник гармонии» – наиболее значительный для русского музыкального образования теоретический труд Римского-Корсакова. (Из «Летописи моей музыкальной жизни»: «Сидя в Тайцах, я принялся за составление учебника гармонии, который к началу осени оказался готовым».)

В рамках углубленного изучения творчества Н.А. Римского-Корсакова в курсе музыкальной литературы в Таицкой музыкальной школе учрежден ежегодный открытый районный конкурс по музыкальной литературе для учащихся ДМШ и ДШИ, который проводится в феврале. В нынешнем юбилейном году школа планирует кроме того еще несколько мероприятий, посвященных памяти композитора. В их числе – две поездки в Мемориальный музей-квартиру Н.А. Римского-Корсакова в Петербурге. Первая – на открытие выставки, которая посвящена операм русских композиторов, созданным по «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина. Второе посещение музея связано с организуемой в нем международной конференцией «Триумф русской музыки – окно в мир», посвященной 170-летию со дня рождения композитора. Планируется также и поездка в Музей-заповедник Н.А. Римского-Корсакова «Любенск – Вечаша» в Псковской области.

Разумеется, это не все, чем наполнена школьная жизнь. Наши ученики ежегодно участвуют в творческих состязаниях различного уровня, становятся победителями районных, областных и региональных конкурсов, международных фестивалей. Неслучайно многие выпускники продолжают обучение в средних и высших учебных заведениях, выбрав музыку своей профессией. Такие достижения школы – несомненная заслуга педагогического коллектива школы.

В качестве основной цели воспитательной системы детских школ искусств выступает разностороннее развитие ребенка в доступных ему видах деятельности, формирование у него потребности к постоянному самосовершенствованию и творческому развитию, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся. Работая в этом направлении, школа проводит внутренние конкурсы: конкурс пианистов «Звуки музыки» – по различным номинациям, сопровождаемый педагогическими семинарами и мастер-классами – и конкурс по теоретическим дисциплинам «Музыкальная весна». Опыт показывает, что такие внутришкольные состязания дают возможность фактически всем обучающимся включаться в процесс творчества, помогают воспитывать в детях – как в период подготовки к конкурсам, так и во время участия в них – такие качества, как целеустремленность, самостоятельность, инициативность.

С первых лет своего существования наша школа стала одним из центров музыкально-просветительской деятельности для жителей поселка Тайцы и близлежащих поселков и деревень. С праздника музыки, а именно так можно назвать «Посвящение в музыканты» первоклассников, начинается концертный сезон школьной филармонии, который традиционно проходит в Международный день музыки. Концертно-просветительская работа – одно из основных направлений деятельности школы. Ее смысл – пропаганда отечественного и зарубежного искусства, приобщение слушателей к культурным ценностям. В то же время она исключительно необходима и самим исполнителям – ученикам, педагогам. В процессе выступлений они ощущают свою востребованность в обществе, приобретают веру в себя и свои возможности влиять на окружающих, изменять людей, увлекая их в мир музыки. На протяжении многих лет со сцены школьной филармонии выступали не только учащиеся и педагоги школы. Это были, например, артисты Санкт-Петербургской филармонии и оркестра Мариинского театра, студенты консерватории и музыкальных колледжей Петербурга. В рамках музыкально-просветительских программ в школе работает детский музыкальный лекторий. Абонемент № 1 «Путешествие в страну музыкальных инструментов» – это цикл интерактивных концертов-занятий для детей 4-6 лет, способствующий их художественно-эстетическому развитию. Абонемент № 2 «Композиторы – детям» расширяет возможности детей и их родителей посещать музыкально-культурные мероприятия по месту жительства.

Концертная и концертно-просветительская деятельность коллектива школы не ограничивается выступлениями только в школе. Традиционными стали и другие площадки: концертный комплекс «Александровская приемная» Гатчинского дворца-музея, Мемориальный музей-усадьба В.В. Набокова в Рождествено, Таицкая поселковая библиотека, Межпоселенческая центральная районная библиотека им. А.С. Пушкина. У коллектива школы большие планы и немало новых творческих проектов. Сейчас школа живет в ожидании нового здания – оно появится после завершения второй очереди строительства культурно-досугового центра в поселке Тайцы.

Школа как важная культурно-социальная институция не только отражает состояние и тенденции развития общества, но и оказывает на него существенное влияние. Поэтому очень важно создать такое образовательное пространство, в котором каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно, уверенно, а главное – будет чувствовать себя личностью.

Поделиться:

Наверх