Top.Mail.Ru
АРХИВ
16.02.2016
«ЦЕЛУЕТ КЛАВИШИ ПРЕЛЕСТНАЯ РУКА…»
Если бы Поль Верлен был нашим современником, несомненно, свое знаменитое стихотворение он посвятил бы аккордеонистке Марии Власовой: в преддверии Нового года прекрасным музыкальным сюрпризом стал для пермяков концерт исполнительницы с мировым признанием

В Перми Мария уже не первый раз – в 2013 году в рамках международного фестивального проекта она выступала в составе дуэта Il duo brillante с органистом Константином Волостновым, представив удивительную программу из сочинений И. Баха, А. Солера, В. Моцарта, С. Рахманинова и других композиторов. Уже тогда привлекла глубина трактовок Марии и ее исполнительская тонкость.

Второй приезд в краевую столицу принял, напротив, камерный характер. Во-первых, он происходил вне каких-либо конкурсно-фестивальных событий, во-вторых, был избран скромный по статусу, но очень чуткий по акустике зал Пермского музыкального колледжа. И поскольку в этом случае публика представляла собой в основном «круг посвященных», Мария привезла сложный сольный концерт и радушно согласилась на творческую встречу.

В русле последней Мария удивила не только глубокими знаниями в области истории и теории исполнительства на своем родном инструменте, но и сразила музыковедческим кругозором, с легкостью апеллируя к любой эпохе, к любому композитору, к истории создания сочинений: у прославленной аккордеонистки за плечами диплом теоретического отделения училища и степень кандидата искусствоведения.

В ходе беседы были затронуты также важные и насущные проблемы современной музыки – актуального пространства, в котором мы все пытаемся прочертить культурно-ценностные ориентиры и определить свое местоположение. Тема эта настолько оживила общение зала с гостьей, что творческую встречу с огромным сожалением пришлось завершить буквально за несколько минут до начала концерта.

Музыкальная часть визита стала в некотором роде откровением: ошеломила многоразличием смыслов, звуков и расширением представлений о возможностях инструмента. Вопреки всем стереотипам, до сих пор еще с трудом преодолеваемым даже музыкантами-профессионалами, аккордеон «позволил себе» выйти за границы фолк-зоны и уверенно обозначить позиции в жанрах академической музыки. Исполнение Марии явилось ярчайшим тому доказательством.

Смелой задумкой показалось включение в программу сольного концерта двух серьезнейших циклов вариаций – знаменитой Чаконы И. Баха из Второй скрипичной партиты и «Серьезных вариаций» Ф. Мендельсона. Несмотря на разницу эпох, исполнительское толкование Марии помещает оба сочинения в формат диалога современников: у Баха мы слышим романтические краски, у Мендельсона же – барочные реминисценции. Получились своего рода послания Баха Мендельсону и Мендельсона Баху. Это отношение Марии к музыкальным артефактам напомнило творческие установки Антона Батагова.

Мария блестяще справилась и с такими трансцендентными сочинениями, как «Кампанелла», – легко и непринужденно сыграла известное произведение Н.Паганини, прошедшее творческое перерождение через три транскрипции: Ф. Листа, Ф. Бузони и Ф. Липса.

Наряду с классической программой прозвучала и современная музыка. Мария исполнила Ноктюрн Е. Подгайца, который органично вписался в общую программу. Чувствовалось особое отношение аккордеонистки к этому сочинению и к современной музыке в целом. Нужно сказать, что увлеченность Марии современным искусством стала для композиторов мощной мотивацией к созданию новых сочинений специально для нее.

Концерты Марии Власовой необходимо не просто слушать, но и смотреть. Мало восхищаться необыкновенными градациями динамических оттенков, регистровыми палитрами или увлекаться глубиной смысловых лабиринтов. Нужно видеть, как в эти мгновения инструмент становится почти осязаемо гибким и живым, продолжая движения тела и мысли Марии. Это по-настоящему трогательно и в самом хорошем смысле эффектно.

После заключительных аплодисментов очарованные зрители долго не отпускали гостью и  послеконцертное общение превратилось во вторую творческую встречу. 

Поделиться:

Наверх