…Слова из старой песни «и даже в области балета мы впереди планеты всей» - не просто зарифмованные строки, но отражение истинного положения вещей. То же можно было бы сказать и о нашем музыкальном искусстве, музыкальном образовании, равного которому не было ни по охвату населения, ни по качеству обучения. Пишу – «не было», так как в последние десятилетия оно, как и вся наша культура, понесло значительный урон. Не только прославленные музыканты, исполнители, педагоги, но и совсем еще юные дарования стараются перебраться из России в другие страны, где они могут найти адекватное отношение к своему таланту со стороны общества, государства. И так или иначе отток зачастую лучших представителей России не прекращается.
Сегодня мне больно видеть, как по вине чиновников из министерства образования постепенно разрушается наше начальное художественное образование. Почему оно стало дополнительным и приравнено к кружкам кройки и шитья? Почему учебная нагрузка на одну ставку заработной платы сильно отличается в худшую сторону от учебной нагрузки учителей общеобразовательных школ? Почему наши учителя не должны получать пенсию за выслугу лет, как получают ее все учителя?.. На мой взгляд, тенденциозность и неповоротливость, какая-то творческая окаменелость министерства образования уже нанесли серьезный удар по нашей неповторимой национальной системе художественного образования. (И не только по ней. Перегибы в общем образовании очевидны: замена сочинения изложением на экзаменах, введение ЕГЭ, сокращение учебных часов по литературе, истории, математике и так далее).
Мне как директору сельской детской школы искусств на протяжении вот уже почти 40 лет хорошо видно, насколько остро строит вопрос выживания некоторых таких школ. Уже не одно десятилетие в бюджете школ искусств отсутствует статья на приобретение музыкальных инструментов, в большинстве школ изношенных на 100 %, на приобретение мебели, звуковоспроизводящей аппаратуры и т.д. Нет статьи расходов и на капитальный ремонт, а скудных родительских взносов едва хватает на ремонт косметический и скромное хозяйствование. Но ведь школы системы художественного образования занимаются не только подготовкой будущих абитуриентов для средних и высших учебных заведений искусства - в еще большей степени они воспитывают всесторонне развитую личность. Давно доказано, что личностные качества наиболее интенсивно проектируются у ребенка в процессе занятий по предметам эстетического цикла. Немаловажно и то, что ребенок, посещающий школу искусств, почти не подвержен дурному влиянию улицы. Как метко выразился на открытии нового помещения одной из ДШИ Республики Марий Эл республиканский министр культуры М.Васютин, «ребенок, в одной руке держащий скрипку, никогда не возьмет в другую руку камень».
Обидно, что у нас все еще не выглядит анахронизмом высказывание А.Шопенгауэра: «Люди в тысячу раз больше хлопочут о наживании себе богатства, нежели об образовании своего ума и сердца; хотя для нашего счастья то, что есть в человеке, бессомненно, важнее того, что есть у человека». Однажды на телеканале «Культура» в программе «Ночной полет» ведущий Андрей Максимов задал своему гостю – актеру Игорю Скляру вопрос о причинах сильного духовного опустошения нашего общества, на что получил очень короткий и емкий ответ: «Причина в жадности», - чем немало удивил ведущего. А по-моему, Скляр очень прав: стремление человека к обогащению любым путем, когда еще и законодательство позволяет укрываться от налогов, когда процветает коррупция, воровство, лишает его человеческого облика, делая животным.
Величие нации измеряется уровнем ее культуры. Ведь культура это не только музыка, книги, кинематограф, музеи, это и образование, общение между людьми, это духовно-психологическое состояние общества.
Выдающийся пианист Николай Петров, к сожалению, ушедший от нас, как-то в одной из телевизионных передач с болью говорил о проблемах в музыкальном образовании и наиграл на рояле основную тему Пятой симфонии Бетховена – тему судьбы, которая «стучится в дверь». Это было символично: во властные двери стучатся все музыканты страны и хотят быть услышанными. В книге англичанина Н.Лебрехта «Кто убил классическую музыку?» наш знаменитый дирижер Марис Янсонс говорит о том, что «технологический прогресс очевиден, но гармония между духовным и материальным мирами нарушена», замечая: «Политики не проявляют достаточной заботы об искусстве. Снижение расходов на искусство ведет к трагедии». Но у меня не выходят из головы и другие слова, сказанные еще в 2004 году Владимиром Путиным: «Культура – это так же, как воздух: это основа нашей жизни, это то, на чем строится здание нашей государственности». И слова эти вселяют надежду, что Россия не растеряет, а приумножит накопленное веками.
Поделиться: