Top.Mail.Ru
АРХИВ
29.11.2013
Николай КОМОЛЯТОВ: «ИГРАТЬ ТАК, ЧТОБЫ НЕ ВОЗНИКАЛО ВОПРОСОВ»

Заключительный этап I Всероссийского музыкального конкурса близится к финалу: молодые музыканты-народники скоро съедутся в Москву на III тур. Одним из членов жюри в номинации «Струнные народные инструменты» является известный гитарист, заслуженный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных Николай Комолятов. Именно он впервые представил на суд публики множество сочинений для гитары конца ХХ века, созданных отечественными композиторами – В. Артемовым, Э. Денисовым, И. Рехиным, Г. Джапаридзе, П. Паниным, А. Эшпаем и др. В исполнении мастера гитары прозвучали российские премьеры зарубежных авторов, среди которых Б. Бриттен, Х. Эльгейра, Г. Морансон, Э. Бергман. Николай Комолятов рассказал о ходе отборочных туров конкурса.

Николай Андреевич, по результатам отборочных туров наивысший уровень показывают участники из столицы?

– Скажу честно: побывав в регионах, могу констатировать, что самые сильные участники, конечно же, из Москвы. Но тут есть один важный момент: они учатся в Москве, но приехали из разных городов. На мой взгляд, после Центрального федерального округа наибольшее впечатление произвели Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Волгоград, Краснодар. Это что касается номинации в целом.

А как обстоит дело с гитарой?

– Среди гитаристов лучше всех прозвучал Нижний Новгород. Из десяти человек, прошедших на III тур, половина из ЦФО, причем четверо ребят из Москвы (мои студенты), а один из Белгорода.

Трудно судить своих воспитанников?

– У нас на конкурсе так заведено: своим студентам мы оценки не ставим. И потом, сейчас еще рано судить, посмотрим, что будет в III туре.

Огромное число ваших выпускников стали лауреатами самых престижных состязаний. Что для вас главное в подготовке студента к конкурсу? Как его настраиваете?

– Это может показаться странным, но никак не настраиваю. Многие из них – уже состоявшиеся исполнители с большим опытом, часто выступают на сцене. Я считаю, что просто нужно играть так, чтобы не возникало никаких вопросов!

Как вы считаете, победа на Всероссийском музыкальном конкурсе поможет дальнейшей карьере молодых музыкантов?

– Государственная концертная компания «Содружество», которой поручены организация и ведение конкурса, планирует поддержать победителей серией концертов. Для начинающих исполнителей это очень важно.

Вы только что побывали в разных городах. Есть ли проблемы в профессиональном образовании музыкантов на региональном уровне?

– Все зависит от педагогов. Если в учебном заведении есть талантливые преподаватели, то всё идет хорошо. Мы общались с педагогами каждого учебного заведения, где проходили конкурсные прослушивания. С набором учащихся на народные специальности, например, ситуация везде разная. Серьезной базой подготовки отличаются Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород.

Какая гитара, на ваш взгляд, лучше звучит: современная или старинного мастера?

– У гитар прошлых веков, конечно, очень хороший тон, отличный звук, но они, что называется, «слабосильные» и не рассчитаны на большие концертные залы. В этом смысле современные инструменты превосходят старинные гитары.

Сколько стоит гитара для профессионала?

– Очень хорошая гитара может стоить до 50 тысяч долларов. Если покупать гитару отечественного мастера, ее примерная стоимость – до 150 тысяч рублей.

Какой у вас инструмент?

– У меня инструмент нашего мастера Феликса Акопова. А еще я играл на испанской гитаре.

На каких инструментах играют сегодняшние студенты?

– Это зависит от их финансовой состоятельности, но чаще на импортных.

Каков уровень сложности программы у гитаристов?

– Программа очень сложная. Достаточно назвать такое произведение, как «Большая увертюра» Джулиани (обязательное произведение в I туре). Во втором туре нужно было исполнить оригинальное сочинение композитора XX–XXI веков. III тур будет состоять из двух этапов. Первый – соло: нужно исполнить произведение продолжительностью до 30 минут, сонату или концерт. Второй этап – с оркестром. Участникам предлагаются два концерта на выбор: Ефрема Подгайца (написанный недавно) и испанского композитора Антона Гарсиа Абриля, созданный в конце 20 столетия. Мне пришлось в свое время исполнить этот концерт в Испании, на вручении национальной премии этому композитору.

Что выбрали участники?

– Два конкурсанта из Нижнего Новгорода собираются играть концерт Подгайца.

Николай Андреевич, что бы вы хотели пожелать конкурсантам?

– Конечно, победы! Кроме нее – хорошей формы и здоровья. И обязательно выспаться перед выступлением!

www.muzkonkurs.ru

Поделиться:

Наверх