Старинная музыка, представленная, как правило, исключительно произведениями эпохи барокко, уже перешла из «модной» в «популярную»: послушать ее можно практически везде, программы самые разнообразные, достойные исполнения попадаются не так уж редко. Более того, если еще недавно большой проблемой были аутентичные инструменты и музыканты, грамотно на них играющие, то сейчас исторические исполнения занимают чуть ли не большую половину всего барокко, которое можно встретить на афишах.
При этом удивительно, насколько мало исполняется музыка, соседствующая с барочной во временном и стилистическом контексте. Любой концерт, посвященный, например, музыке Возрождения, сразу становится крупным событием уже из-за репертуара. В этой связи целый фестиваль старинной музыки «не только барокко» – событие исключительное.
Международный фестиваль музыки эпохи Возрождения проходит в Москве в четвертый раз. Программа его не ограничивается концертами: приглашенные музыканты – видные европейские специалисты в области ренессансной музыки наряду с выступлениями дают мастер-классы студентам Московской консерватории, воспитывая, таким образом, отечественных исполнителей соответствующего репертуара.
В этом году программа фестиваля направлена не столько на собственно Возрождение, сколько на период перехода от ренессансного стиля к барокко, породивший интереснейшие стилистические эксперименты. Центральным событием явилось исполнение одного из бесспорных хитов «околобарочной» музыки – знаменитой «Вечерни» Монтеверди, которое состоялось 1 июня в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе святых Петра и Павла и стало российской премьерой монтевердиевского шедевра. Премьерой очень значимой хотя бы уже потому, что в роли музыкального руководителя выступил выдающийся английский специалист Эндрю Лоуренс-Кинг.
Маэстро написал для программы концерта довольно крупную заметку, своеобразный ликбез относительно «Вечерни», к сожалению, достаточно ощутимо пострадавший от перевода. По словам Э. Лоуренс-Кинга, «Вечерня» – шедевр своего времени, являющий собой квинтэссенцию композиционных техник. Части «Вечерни» разносторонне представляют два главных музыкально-эстетических направления: строгое, идущее от ренессансной полифонии, и новое, более свободное, связанное с молодой тогда оперной музыкой. Энциклопедический характер сочинения (кстати, с большой вероятностью не задуманного как целое произведение, а собранного в единую «коллекцию» выдающихся примеров переложения духовных текстов на музыку) требует, безусловно, современной, максимально исторически достоверной исполнительской концепции, которая и была предложена Э. Лоуренс-Кингом слушателям.
Исполнение действительно оказалось на высоте: всем музыкантам были присущи строгость, сдержанность, прекрасно был выдержан тонус – общая энергетика, основанная на глубокой работе с ритмом, важнейшим компонентом интерпретации подобной музыки. Заслуживает похвал вокальная часть (международный состав, в котором к преобладающему количеству отечественных певцов присоединились также участники из Колумбии, Франции и Литвы), но все же главным впечатлением вечера стала инструментальная сторона. Оркестр (или ансамбль – ни то, ни другое не отражает полностью сути состава, использующегося у Монтеверди), состоявший преимущественно из отечественных музыкантов, за исключением руководителя Лоуренс-Кинга, участвовавшего также в качестве арфиста, звучал ярко, слаженно и весьма гибко, что непросто достигается в условиях церковной акустики. Не было ни тени ощущения «неподлинности» тембров, часто возникающего на концертах старинной музыки, когда все звучит вроде бы правильно, «как следует», но чего-то неуловимого, но очень важного, не хватает. Великолепные, завораживающие тембры старинных инструментов наполнили зал еще до начала собственно исполнения «Вечерни» – при настройке инструментов: объемистые аккорды органа-позитива, жужжание регаля, мягкий блеск сакбутов мгновенно создали восторженное настроение, сохранившееся на протяжении всего вечера.
Публика приняла исполнение с большим воодушевлением и наградила исполнителей очень продолжительными аплодисментами. Особый восторг вызвала повторенная на бис первая часть «Вечерни». Концерт еще раз доказал, что пришла пора более широкого и вместе с тем глубокого интереса российской публики к старинной музыке. Очевидна необходимость раздвинуть временные рамки «старинного» репертуара в концертных афишах: теперь в поле слушательского внимания уже далеко не только «популярные страницы барокко», но и более ранняя музыка Средневековья и Возрождения. На очереди, возможно, «симметричное» расширение в сторону привычного на первый взгляд классицизма, в рамках которого в европейских реалиях давно и пышно цветет историческое исполнительство, пока еще практически неизвестное в России...
Поделиться: