Top.Mail.Ru
АРХИВ
28.04.2015
ЧЕЛОВЕК С ПЛАНЕТЫ КОНТРАБАС
В Петербурге прошел III Международный фестиваль «Планета Контрабас», организованный «Академией контрабаса», бессменным президентом которой является контрабасист-виртуоз Александр Шило. В этом году музыкант отмечает три юбилейные даты: 40 лет исполнительской, 25 лет педагогической деятельности и свое 60-летие.

Фестиваль открылся 9 марта в концертном зале «Яани кирик» концертом из сочинений известного петербургского композитора Игоря Воробьева. В течение многих лет он сотрудничает с «Академией контрабаса» и Александром Шило, подходя к возможностям его любимого инструмента оригинально и порой неожиданно.

Игорь Воробьев:

– Наша творческая и человеческая дружба с Александром сложилась давно. Сначала он выступал на фестивале «От авангарда до наших дней» в составе квартета контрабасистов филармонического оркестра. Потом предложил мне что-нибудь написать для этого уникального состава и для контрабаса соло. Так появилось переложение моей фортепианной пьески «Паровоз» для квартета контрабасов, а потом контрабасовый концерт, который вошел десятилетием позже в программу Конкурса им. С.А. Кусевицкого, в учебный и концертный репертуар. Это первое наше успешное начинание привело к созданию работ, по-своему необычных. Родилась идея создать мобильный оркестр на основе четырех-шести контрабасов с использованием нескольких духовых, фортепиано, ударных и других инструментов, где контрабасовый ансамбль стал бы многофункциональным, как струнный оркестр, в отличие от партитур Стравинского и Лурье, где контрабасы выполняют преимущественно басовую функцию. Эту идею я реализовал в таких сочинениях, как Реквием для сопрано, смешанного хора, духовых, ударных, фортепиано и 6 контрабасов и Stabat Mater для сопрано, меццо-сопрано, женского хора, флейты, арфы, ударных, фортепиано, органа и 6 контрабасов. В них контрабасовый тембр играет аллюзивную роль, поскольку отсылает слушателей к барочным оркестрам, часто включавшим в свой состав виольную группу с ее глубоким темным и немного хрипловатым звучанием. Наличие ударных и фортепиано в свою очередь «осовременивает» этот специфический колорит.

Благодаря встрече с Александром Шило контрабас стал для меня сферой увлекательных тембровых экспериментов. Позже появилась другая идея – трактовать гротескные возможности контрабаса как «большой скрипки». Так были написаны камерная опера «Контрабас и флейта» по Чехову и «Скерцо-контрабас» для контрабаса и фортепиано. Последнее сочинение, «Плачи», – попытка совместить тембр четырех контрабасов со звучанием фольклорного ансамбля и фортепиано. Драматургия цикла связана с интерпретацией русской плачевой культуры как контрапункта человеческой жизни. Я обнаружил, что плачи в русской традиции сопровождали человека на протяжении всей его жизни. Звучали у детской колыбели, при жатве, на свадьбах, на проводах в армию, на похоронах. По этому принципу выстраивается сюжет в моих «Плачах», ну а контрабасы играют роль мужского хора.

По просьбе А. Шило написано множество самобытных сочинений с участием контрабаса, где инструмент выполняет самые разнообразные задачи. Это и сочинения, вошедшие в обязательную программу участников международного конкурса контрабасистов в Петербурге, и произведения для фестивальных концертов. Впервые в России был проведен конкурс сочинений для контрабаса, который Александр и его коллеги организовали под эгидой празднования 140-летия со дня рождения С.А. Кусевицкого. Количество заявок и разнообразие жанров стало поистине приятной неожиданностью.

Активными участниками III Международного фестиваля «Планета Контрабас» были дети. 14 марта в ДМШ им.  М.Л. Ростроповича выступали юные контрабасисты – ученики музыкальных школ и школ искусств из Петербурга, Москвы, Азова Ростовской области и из Германии, а в концертном зале ССМШ Санкт-Петербургской консерватории состоялся мастер-класс «Планета Контрабас — детям» с участием Георгия Махошвили (Германия). Теперь Александр Шило намерен провести международную конференцию, посвященную обучению детей на контрабасе.

16 марта в Белом зале Шереметевского дворца фестиваль завершился выступлением воспитанников маэстро – учеников ССМШ им. Н.А. Римского-Корсакова и студентов консерватории в сопровождении камерного оркестра п/р Александра Исаева.  Участниками заключительного концерта стали и дочери юбиляра: Мария Шило, продолжившая семейную контрабасовую традицию, и вокалистка Елена Корженевская. Они исполнили дуэты Боттезини для контрабаса и сопрано. Говоря о своих учениках и планах, Александр Шило заметил:

– Мои выпускники, среди которых наряду с россиянами немало представителей Европы и Азии, работают в лучших коллективах России и зарубежья. В Петербурге это оркестры Мариинского и Михайловского театров, оба симфонических оркестра филармонии. Я очень рад за них и благодарен им, потому что и сам у них многому научился. Хочется еще столько всего успеть! Идей немерено – от создания музея контрабаса до шоу с участием оркестра из пятисот контрабасистов!..

Поделиться:

Наверх