Как воспримет музыку Ряэтса наша публика, успевшая подзабыть эстонского мастера, и придут ли на юбилейный концерт молодые композиторы, совсем ничего не знающие о нем? Волнений и предубеждений было много. В эпоху СССР шумная известность порой завоевывалась побегами на Запад или политическими акциями. Яана Ряэтса вполне устраивало его личное творческое пространство, он черпал вдохновение на родине, зажигался от искр исполнителей, которые, заказывая музыку, просто не оставляли ему свободного времени на «немузыкальные мысли».
Программу московского концерта составили из музыки для фортепианного дуэта. И не только Ряэтса. Яан Петрович настоял, чтобы в его авторском вечере прозвучали также сочинения его выдающихся учеников: Раймо Кангро (1949–2001) и Эркки-Свен Тююра (род. в 1959 г.). Почему фортепианные дуэты? Потому что именно в прибалтийских республиках этот жанр расцвел пышным садом: ни одна из национальных композиторских школ бывшего Союза не может похвастаться грандиозной библиотекой современной дуэтной музыки. И в Эстонии – не будем забывать – замечательные традиции фортепианно-дуэтного исполнительства, основы которого заложил легендарный дуэт Анны Клас и Бруно Лукка. В поездке в Москву Я. Ряэтса сопровождал мощный музыкальный десант: эстонские фортепианные дуэты Tallinn Piano Duo (мэтры жанра Ната-Ли Саккос и Тойво Пэяске), Argo & Arko Piano Duo (молодые и многообещающие Арко Наритс и Арго Йентсон) и петербургский «ПетРо Дуэт» (Анастасия Рогалева и Дмитрий Петров).
Московское турне оказалось невероятно насыщенным: оно началось с записи в радиостудии, затем продолжилось концертом в Московской консерватории, организованным профессором Т. Чудовой. Татьяне Алексеевне удалось привлечь внимание студентов, которые неожиданно для себя открыли новые музыкальные краски и даже новую композиционную технику.
На концерт в Дом композиторов пришли в основном те, кто был свидетелем бурного развития и мировых достижений национальных культур, непрерывного творческого общения и взаимообмена. Отрадно было видеть в зале эстонских дипломатов. Председатель Союза композиторов Москвы Олег Галахов не скрывал искренней радости по поводу приезда Яана Ряэтса на «Московскую осень»: «Нет ничего дороже дружбы, которая поддерживается музыкой».
Авторский почерк Яана Ряэтса складывался в разностилевую эпоху традиционного симфонизма, додекафонии, минимализма, авангарда разных мастей. Но он сумел впитать мировой опыт и не попасть под влияние модных тенденций. Музыкальным материалом композитор управлял свободно, доверяя своей интуиции. И уже в ранних его сочинениях ритмически активная музыка излучала юмор и жизнелюбие, игривость и необычайную энергетику. Свой неоконсерватизм Ряэтс утвердил в Концерте для камерного оркестра (1961), ставшем с легкой руки Арама Ильича Хачатуряна мировой сенсацией. И до сих пор этот концерт — самое исполняемое в мире сочинение за всю историю эстонской музыки.
Фортепианный дуэт занимает в творчестве Яана Ряэтса видное место. Его перу принадлежат: Соната для двух фортепиано, op. 82 и композиция Metal, оp. 91, Концерт для четырех фортепиано и восьми пианистов в 16 рук, ор. 126. В Москве прозвучали Секстет для двух фортепиано и струнного квартета, ор. 84 (с участием струнного квартета «Студии новой музыки»), «Игры» для двух фортепиано в 8 рук, ор. 87. Самый большой успех пришелся на «24 маргиналии» для двух фортепиано, ор. 68. Композиции этого цикла, занявшего первое отделение, по очереди исполнили все три дуэта.
О независимости Я. Ряэтса от веяний музыкальной моды говорил в свое время его ученик Раймо Кангро, который был, пожалуй, одним из самых активных эстонских композиторов в жанре фортепианного дуэта. Кангро сотрудничал с ведущими ансамблями: Н. Саккос & Т. Пэяске, Н. Новик & Р. Хараджанян, им же адресовал свои «Пять пьес» для двух фортепиано, ор. 20, три концерта для двух фортепиано и камерного оркестра, Сонату для двух фортепиано и «Портрет Моцарта» для двух фортепиано в 8 рук из цикла «Дисплей», ор. 42.
С уважением и даже почтением к фортепианному дуэту относится другой известный ученик Я. Ряэтса – Э.-С. Тююр: в его масштабных композициях фортепианный дуэт никогда не играет второстепенную роль. Напротив, автор старается подчеркнуть важность присутствия/действенности двух роялей в общем звуковом поле (Architectonics III: Postmetaminimal Dream, 1990). Цирк, занимательное зрелище для Тююра – это непременно фортепианный цирк из шести роялей, и с помощью этого «монотембрового монстра» он нагнетает динамику, выстраивает драму, искусно манипулирует воображением слушателей (Ülekanne (Transmission), 1996). В московском концерте прозвучала его Сонатина для двух фортепиано (1984), единственное дуэтное сочинение Тююра с почти «девственной» фактурой, нетронутой авторскими экспериментами, идеально отвечающее условиям мирного, но весьма интересного диалога двух роялей. Диалог искусно провели московские дебютанты Арко Наритс и Арго Йентсон, за что публика удостоила их повторного выхода на поклон.
Яан Ряэтс приехал в Москву с супругой Эббой и дочерью Элизой (красавицей, балериной и фотомоделью). Когда семья узнала, что клуб «Архитектурные среды» устраивает авторский вечер Я. Ряэтса, было принято решение сдать билеты на поезд и задержаться в российской столице еще на один день. Белая гостиная Центрального дома архитектора была заполнена до отказа, и публика долго не отпускала композитора и его исполнителей. На вопрос одного из слушателей: «Есть ли у вас тайная мечта?» – Яан Петрович ответил: «Я хотел бы отпраздновать свое столетие вместе с вами».
На фото: Н. Саккос и Т. Пэяске исполняют музыку Я. Ряэтса в Доме архитектора
Поделиться: