В Сургуте завершился I Международный фестиваль искусств «60 параллель». Он длился три недели и запомнился многими яркими событиями. В их числе – выступления ансамблей Ajassa из Хельсинки и «Галерея актуальной музыки» из Москвы.
Сургутская филармония успешно справилась с ролью организатора музыкальной жизни в самом крупном городе Югры. В дни фестиваля наряду с российскими музыкантами на филармоническую сцену выходили представители Финляндии, Швеции, Эстонии и Фарерских островов. Все они приехали из городов, расположенных на 60 параллели Земли. Открывал фестиваль Новосибирский симфонический оркестр во главе с итальянским дирижером Ф. Мастранжело. Большие впечатления подарили также оригинальный спектакль театра «Дерево» (Дрезден – Санкт-Петербург), сольные концерты Д. Хворостовского и шведского тромбониста и композитора К. Линдберга.
Хельсинский Ajassa и московская «Галерея актуальной музыки» – ансамбли, специализирующиеся на современной камерной музыке. Между тем Сургутская филармония рискнула предоставить для их концертов Большой зал, и он оказался весь заполнен внимательной публикой. (Впрочем, по словам финских музыкантов, подобные концерты у них на родине нередко набирают и залы-тысячники.) И если нюансы исполнения и скрадывались несовершенной акустикой, энергетика исполнителей восполняла этот недостаток.
Участники ансамбля Ajassa молоды, они недавно окончили Академию имени Сибелиуса в Хельсинки. Создатель и художественный руководитель коллектива Кейо Ахо – один из крупнейших энтузиастов современной музыки в Финляндии. Необычный квартет – альт, кларнет, фортепиано и сопрано – исполнил сочинения Я. Сибелиуса, Ф. Донатони, К. Вайля, Р. Шумана, О. Ларионова.
Ансамбль «Галерея актуальной музыки» (художественный руководитель – композитор Олег Пайбердин) уже не раз приезжал в Сургут как партнер галереи современного искусства «Стерх», с которой сотрудничает с 2011 года. За это время были осуществлены такие совместные проекты, как «Приношение Стерху» (новые «картинки с выставки» – музыка российских композиторов по картинам из фонда галереи), «Старый, старый авангард» (антология необычных пьес от ars subtilior XV века до наших дней), «Медиа-театр» (премьеры с элементами театра и медиа), «От Цезаря до Эдисона» («музыка для пяти пальцев» – антология и премьеры), «Песнопения в темноте» (премьеры сочинений композиторов России и Украины, связанных с разными духовными традициями).
На этот раз «Галерея актуальной музыки» предстала в необычном составе – как квартет саксофонистов (А. Кравченко, И. Богомол, К. Маслов, А. Стреляев). Порадовала программа, включившая имена отечественных композиторов А. Эшпая, Е. Подгайца и О. Пайбердина. Нетрадиционная для квартета саксофонов медитативность парадоксальным образом выделила сочинение Пайбердина «Плач» в окружении энергичных пьес.
ГАМ-ансамбль не стал искушать публику более радикальными произведениями, которые часто звучат в его исполнении на фестивалях в Москве, Новосибирске, Нижнем Новгороде и других городах. Музыкантам удалось наладить дружественный контакт со слушателями, и в целом концерт стал достойным событием фестивальной программы.
«60 параллель» обещает стать ежегодной, и замечательно, если современная музыка и впредь будет представлена широкой аудитории югорского полиса. Тем более что у сургутской публики, судя по атмосфере в зале, есть желание ее слушать.
Поделиться: